Афиша

Понедельник - в музеях выходной

20 апреля 2018 года в музее «Симбирская классическая гимназия» состоялась традиционная школьная научно-практическая конференция по краеведению (VII Малые Сытинские чтения), которая проходила под общей темой «Симбирский-Ульяновский регион в истории России: проблемы изучения, сохранения и популяризации».

VII Малые Сытинские чтения


Смотреть
все фото

20 апреля 2018 года в музее «Симбирская классическая гимназия» состоялась традиционная школьная научно-практическая конференция по краеведению (VII Малые Сытинские чтения), которая проходила под общей темой «Симбирский-Ульяновский регион в истории России: проблемы изучения, сохранения и популяризации».

Стало доброй традицией, что по результатам предыдущих Малых Сытинских чтений Министерство образования и науки Ульяновской области с представления Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» награждает  отличившихся участников сертификатами на летний отдых во Всероссийские детские центры. В этом году за активное участие в Малых Сытинских чтениях и плодотворную научно-исследовательскую работу по изучению и популяризации истории и культуры Симбирской губернии–Ульяновской области сертификаты были вручены ученице 10 класса МОУ «Верхнемазинская СШ имени Д.В. Давыдова» Радищевского района Ульяновской области Марине Буйлиной и ученице 9 класса Многопрофильного лицея г. Димитровграда, представляющей Творческое объединение «Юный краевед» МБУДО ЦДОД, Анастасии Сметаниной. От души поздравляем девочек!!!

Организаторы конференции считают, что поощрение подобным образом исключительно важно и ценно, поскольку оно являет собой заботу о нашей талантливой молодёжи и юных исследователях и, в тоже время, служит ещё одним приятным стимулом для будущих участников Малых Сытинских чтений в поиске для историко-краеведческих исследований новых тем из богатой, но ещё не до конца изученной региональной истории.

Малые Сытинские чтения в этом году были посвящены 100-летию Гражданской войны в России, 370-летию основания Симбирска и Году волонтеров и добровольцев в России. Работа – конференции проводилась по четырём секциям:

– Исторические события Гражданской войны на территории Симбирской губернии. Благотворители и меценаты,

– История Симбирской губернии: новые исследования, открытия, находки,

– Семейные реликвии и музейные экспонаты – свидетели ратных подвигов земляков на полях сражений и в тылу,

– Вклад жителей Ульяновской области в историю и культуру России.

В рамках работы конференции прошла ставшая уже традиционной выставка одного экспоната из фондов Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» «Портфель из Сталинграда». В этом «портфеле»в 1942 – начале 1943 года хранилась военная документация 6-й германской армии под командованием Ф. Паулюса, капитулировавшей в завершении Сталинградской битвы.

Всего в конференции приняло участие 117 учащихся школ Ульяновска и большинства районов Ульяновской области, было представлено 90 школьных исследовательских работ по самым разнообразным темам и сюжетам, связанным с историческим наследием Симбирского-Ульяновского края. Нужно особо отметить искренний патриотизм, высокий уровень устных выступлений, нетривиальность тем, с которыми выступали многие докладчики. Большой интерес и историографическую ценность представляли доклады, построенные на исторических документах и фотографиях из семейных и школьных архивов, выявленных учащимися в ходе исследовательской и собирательской работы.

Тематика первой секции «Исторические события Гражданской войны на территории Симбирской губернии. Благотворители и меценаты» достаточно актуальна, так как текущий год является годом 100-летия Гражданской войны в России. Практически во всех вступлениях звучала мысль о необходимости глубокого изучения истории Гражданской войны и трансляции этих знаний в современность. История у нас единая, с какой «стороны баррикад» на неё не смотреть: это история великой страны России. Другой истории у нашего Отечества нет и не будет, а вот «уроки истории» необходимо знать и извлекать, чтобы избежать катастрофических процессов в настоящем и будущем.

Ведущая секции И.Ф. Макеева отметила высокий уровень подготовки учащихся, которые изучили большое количество исторических источников и подлинных артефактов. Подавляющее большинство участников Чтений вели самостоятельные историко-архивные изыскания, многие использовали материалы из экспозиций школьных и государственных музеев, семейных архивов. В течение ряда последних лет очень успешно выступают учащиеся Ульяновского гвардейского суворовского училища: научно, логично, эмоционально. Интересны и содержательны выступления участников из районов области: Кузоватовского, Новоспасского, Базарно-Сызганского, Майнского, Чердаклинского, а также города Димитровграда и р.п. Кротовка.

Очень радует личностное отношение современных юных граждан к непростому периоду гражданской войны, интерес к проблемам нравственного и духовного воспитания. Очень многие доклады достойны представления на Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников, объявленном Фондом «История Отечества» Российского исторического общества.Можно рекомендовать на конкурс работы Ивана Исайчева, Егора Базилевских, Амина Шайдуллина, Ильи Соловьёва, Ярослава Иванцова, Матвея Кочеткова (Ульяновское гвардейское суворовское военное училище), Сергея Ферулёва (Гимназия №1, г. Ульяновск), Анастасии Сметаниной (г. Димитровград), Валерии Руссковой (р.п.Кузоватово), Марии Миронычевой (Мариинская гимназия, г. Ульяновск).

Все участники конференции при подготовке докладов показали знание научной методологии проведения исследований, заключающихся в определении предмета, объекта, методики исследования, постановки проблемы, гипотезы и её подтверждения. Большинство авторов провели самостоятельную исследовательскую работу с первоисточниками, включая изучение архивных документов, интервьюирование участников событий, анализ писем и воспоминаний, социологические исследования, изучение интернет-ресурсов.

Выступления на второй секции «История Симбирской губернии: новые исследования, открытия, находки»были разнообразны по своей тематике, их хронология охватывает период с середины XVII столетия до 2-го десятилетия XXI века. Можно сказать, что на секции, практически, не было неинтересных докладов. Будь то сюжеты, разработанные в краеведении, историографии и даже в художественной литературе, или совершенно новые и оригинальные. Юным авторам и их научным руководителям, чаще всего, удалось найти оригинальную точку зрения, собственный подход. Это является крайне важным в любом научном исследовании и демонстрирует огромный потенциал, заложенный в подрастающем поколении.

Очень любопытными и перспективными, на взгляд ведущего секции И.Э. Сивопляса, являются темы, посвящённые новейшей истории края, его настоящего времени. Особо хотелось бы отметить доклад учащегося Ильи Запасных «История заселения Симбирского-Ульяновского Поволжья немцами», в его части, посвящённой немецкой миграции в Ульяновскую область в начале 1990-х годов. Кажется, впервые в краеведении и в местной историографии школьник касается темы, достойной диплома – и даже диссертации!

Хочется отметить самых юных участников секции – шестиклассников Марину Волкову (Многопрофильный лицей № 20 г. Ульяновска), Полину Рубцову (Лингвистическая гимназия г. Ульяновска) и Егора Фею (Суруловская основная школа Новоспасского района Ульяновской области). Построенные на исторических реликвиях – альбомы с рисунками и фотография из семейных архивов, старинный заварной чайник, найденный в заброшенном доме и ставший экспонатом школьного музея, темы их докладов вполне претендуют на интересную научно-популярную публикацию в газете или журнале «Мономах».

Очень важен и ценен популяризаторский момент, также присущий большинству докладов. Искренне и по-настоящему, с любовью школьники пишут о своих «малых родинах», их историческом, культурном и природном разнообразии и богатстве.

Именно важность, интересность, разнообразие представленных докладов, особым образом, выявляет проблему конференции.

В третьей секции «Семейные реликвии и музейные экспонаты – свидетели ратных подвигов земляков на полях сражений и в тылу» было заявлено 23 доклада от28-и участников из 8-ми муниципальных образований Ульяновской области. Изучая архивы своих семей, коллекции школьных музеев, юные исследователи воссоздавали героические судьбы прадедов и односельчан. Выступления были эмоциональны, насыщены патриотическими чувствами, соответствующими теме. Например, докладчик Платон Горкин из Лингвистической гимназии г. Ульяновска представил свой доклад «История семьи Горкиных-Руделевых» в стихотворной форме.

Авторы при написании докладов обращались к разнообразным источникам: фото, видео-документам, государственным и личным архивам, музейным реликвиям, воспоминаниям, периодическим изданиям, российской и зарубежной литературе, использовали метод интервью и художественные произведения как источник получения информации, пользовались сайтом «Подвиг народа». Доклады были иллюстрированы сохранившимися документами семейных архивов, фотографиями, видеоматериалами.

В докладах учащихся 6–11 классов было заметно раннее понимание роли личности, значение рода в судьбе человека, уважение к предкам, их труду, жизненным свершениям, мудрости и мужеству.

«Необходимо отметить одно явление, – подметила ведущая секцией Н.Л. Зубкова, – проявившееся в ходе работы секции: новое видение подрастающим поколением понятий "Героя" и "Подвига"; новое прочтение истории Великой Отечественной войны. Докладчики, выражающие определенное умонастроение поколения 2000-х, проявляют поиск внутреннего стержня, незыблемых ценностей, возрождают чувство гордости за прошлое страны, свой род и людей в условиях, чистых от идеологических установок, пропаганды и ориентиров».

Необходимо отметить высокий уровень научного подхода в выступлениях Марии Ершовой (Высококолковская СОШ Новомалыклинского района), Руслана Рослова и Алексея Молозаева, Евгения Сахарова, Алексея Калинина и Романа Киселева (Ульяновское гвардейское суворовское военное училище).

Четвёртая секция VII Малых Сытинских чтений «Вклад жителей Ульяновской области в историю и культуру России» оказалась одной из самых многочисленных. Все заявленные участники, а именно 27 школьников в сопровождении 22 наставников-учителей, смогли познакомить слушателей и коллег с результатами своих новейших научных разысканий. Исследования юных краеведов касались тем, связанных с историей своей семьи, жизнью родного края, историей и культурой нашей страны.

Большинство выступлений школьников было посвящено истории родного села и судьбам замечательных земляков. Некоторые факты, рассказанные ребятами, стали для широкой аудитории настоящим открытием. Так, оказалось, что земляк Анны Беляевой и Анастасии Сергеевой изс. Тагай Майнского района Ульяновской области Юрий Алексеевич Спирин многие годы являлся Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Республике Заир.

Отдельной темой целого ряда исследований стала история родной школы. Уникальные материалы, хранящиеся в школьном архиве, осмыслила ученица 9 класса Карлинской средней школы имени И.С. Полбина Наталья Давыдова. Под руководством учителя истории Ольги Алексеевны Патрикеевой школьница подготовила одно из самых аналитичных и убедительных научных сообщений.

Юные исследователи обратили особое внимание на школьные музеи, их историю, коллекции, судьбы создателей. Ведущая этой секции Н.В. Шинкарова особо отмечает ученика 7 класса Тетюшской средней школы Антона Муллина, который попытался собрать и систематизировать информацию о школьных музеях целого района нашей области. Отрадно, что основой для исследовательской работы школьника стали не только паспорта музеев и публикации в СМИ, а личные впечатления. Вместе с учителем истории и обществознания Михаилом Михайловичем Чернобровкиным автор доклада объехал имеющиеся школьные музеи Ульяновского района, осмотрел экспозиции и познакомился с сотрудниками этих музеев.

Ещё одним направлением научных разысканий школьников стало литературное краеведение. «Литературный Симбирск-Ульяновск», «Маршрут С.Т. Аксакова по Симбирской губернии», «А.С. Пушкин в Симбирской губернии» – темы прозвучавших докладов учеников 7–8 классов учебных заведений г. Ульяновска и Чердаклинского района. Евгения Коргутлова, Руслан Гильванов, Виолетта Мыльникова попытались не просто проанализировать довольно многочисленные и доступные печатные источники по названным темам, но внести свой вклад в изучение той или иной проблемы. Так, например, ученику Гимназии № 34 г. Ульяновска Р.Гильванову удалось самому проехать по некоторым пунктам маршрута С.Т. Аксакова, описанного классиком русской литературы в «Детских годах Багрова-внука». При этом нельзя не пожелать названным ребятам большей новизны и самостоятельности в проводимых исследованиях.

При этом именно новизной выбора объекта и предмета исследования отличились работы семиклассниц Гимназии № 30 г. Ульяновска Дарьи Козловой и Аделины Шакуровой. Первая исследовательница занимается изучением влияния творчества известного ульяновского художника Л.Н. Нецветаева на восприятие личности А.С. Пушкина. Вторая школьница, выступившая с докладом «Прорыв в искусстве: театр начинается с художника», попыталась осмыслить вклад в современную художественную культуру главного художника Ульяновского театра кукол Д.С. Бобровича.

Отдельно следует отметить самых юных участников секции – шестиклассников из Ульяновска, Чердаклинского и Карсунского районов Артема Саляхова, Ивана Лифанова и Ивана Рожкова. Надеемся, что вполне достойный дебют на конференции укрепит их желание заниматься научной работой и в будущем они станут постоянными участниками Малых Сытинских чтений. Кстати, выступление Вани Лифанова, обучающегося в Крестовогородищенской средней школе, вызвало особенный отклик у слушателей. Под руководством своего отца – учителя истории этой же школы Валерия Васильевича Лифанова, он разработал герб своего рода, каждая часть которого обусловлена конкретными фактами из истории семьи.

Не менее эмоциональную реакцию аудитории вызвало и выступление ученицы 8 класса ульяновской Гимназии № 34 Анны Трубниковой, блестяще завершившее работу секции. Аня рассказала о своем деде – известном хормейстере, дирижере и композиторе Валерии Павловиче Дроздове. Как убеждает многолетний опыт проведения школьных конференций, наиболее глубокими и интересными являются именно те доклады, темы которых затрагивают юных исследователей лично.

Подводя итоги VII Малых Сытинских чтений, остановимся на некоторых моментах. В первую очередь, необходимо отметить большой вклад педагогов, научившим авторов исследований научному подходу, логике изложения, хорошую подготовленность докладов, зачастую с презентациями, серьезный подход к изучению темы и воспитательной стороне для учащихся, созданной учебными заведениями.

Ещё хотелось бы обратить внимание на формулировки тем докладов. В них необходима большая чёткость и научность. Например, «Знакомый незнакомец» «Борьба – мой выбор!» или «Над храмами сверкают купола», и тому подобное. Это о чём? Хотя, сами доклады вполне достойные.

Организаторы школьной научной конференции по краеведению хорошо осознают проблему: существующий жёсткий регламент не оставляет времени на вопросы по докладам, возможности обсудить выступления, высказать свои пожелания докладчикам, поделиться опытом, выслушать просьбы о помощи, дать консультации по возникающим вопросам. Конференция воспринимается как конкурс или викторина, а не как научное событие. Над этим оргкомитет будет думать и работать.

По итогам конференции будет издан сборник материалов «Симбирский-Ульяновский регион в истории России: проблемы изучения, сохранения и популяризации», куда войдут лучшие доклады, отобранные Оргкомитетом конференции.


Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий