Культурно-просветительные программы для школьников музея «Народное образование Симбирской губернии в 70-80 гг. XIX в.»
Музей можно рассматривать как важный элемент развития человека, его творческого потенциала, формирования ценностных, нравственных, мировоззренческих ориентации, базирующихся прежде всего на эмоциональной сфере, что связано с общими социальными, культурными процессами, происходящими в стране и мире.
Культурно-просветительная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы. Теоретическую основу культурно-просветительной деятельности составляет музейная педагогика, включающая, все, что относится к организации работы с самой разнообразной музейной аудиторией.
Безусловно, становясь культурным, образовательным центром практически для всей многоликой аудитории, музею необходимо уделять особое внимания изучению музейного посетителя с целью адекватного ответа на его запросы. В настоящее время музеи взаимодействуют и сотрудничают с образовательными учреждениями, с учреждениями социальной защиты и науки. Главная цель - образование человека культурой. Именно поэтому музейные проекты направлены на осознание человеком своего положения в историческом времени и социальном пространстве, связи настоящего и будущего. Это особенно важно для формирования миропонимания ребенка, который ищет свое место и свою роль в историческом процессе.
Каждый музей разрабатывает свою просветительную концепцию в соответствии с общей концепцией и с учетом особенностей развития всех направлений музейной деятельности. Музей «Народное образование Симбирской губернии в 70-80 гг. XIX века», который входит в состав Музея — заповедника “Родина В. И. Ленина”, проводит большую работу по реализации двух проектов для школьников: «Нескучные уроки» и «Во всех науках мы сильны».
Как известно, музей «Народное образование Симбирской губернии в 70-80 гг. XIX века» располагается в двух деревянных одноэтажных дома. В одном из них находится экспозиция 1-го женского приходского училища. Во втором – документальная экспозиция, где представлены документы по истории становления и развития народного образования Симбирской губернии, материалы о деятельности Дирекции начальных народных училищ И. Н. Ульянове, инспекторов народных училищ и учителях-новаторах.
1-е женское приходское училище было открыто по положению 1864 г. с трехлетним сроком обучения. Программа была достаточно насыщенной. Главным общеразвивающим предметом было чтение, на уроках которого учащиеся знакомились не только с фольклором и отрывками из произведений русских авторов, но и получали знания по географии, истории своей страны. Тексты учебников К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, Д.И. Тихомирова были составлены таким образом, что в нескольких образных строчках давалась емкая информация, несущая практические знания. Уроки письма были весьма сложны. За три года дети должны были выучить все правила правописания и научиться оформлять деловые бумаги: прошение, вексель, «долговую расписку в получении взаимообразно денег», оформить счет из магазина. Кроме этого, также были уроки арифметики, чистописания, Закона Божия, рукоделия, пения и рисования.
Илья Николаевич Ульянов считал, что школа должна стать своеобразным методическим центром, где будут реализовываться прогрессивные педагогические идеи. «На школу, - писал И.Н. Ульянов, - возлагается важная задача: дать нравственное побуждение к борьбе с невыгодными жизненными условиями». В 1879 г. решается вопрос о преобразовании 1-го женского приходского училища в двухклассное с пятилетним сроком обучения (в первом классе обучались 3 года, во втором классе - 2 года).
Кроме уроков Закона Божия, арифметики, чистописания, в программу двухклассного училища входили уроки русского языка, геометрии, русской истории, географии, естествознания.
Система работы и учебный план 1-го женского приходского училища легли в основу создания культурно-просветительской программы «Нескучные уроки» для учащихся начальной школы. Цикл состоит из девяти занятий, которые проводятся один раз в месяц. Темы занятий позволяют познакомить школьников с значимым культурно-историческим наследием края - это история Симбирска и учебных заведений города, правила чистописания, особенности орфографии и арифметики в школе XIX в., уроки чтения, рисования и рукоделия, знакомство с жизнью людей, прославивших родной край. Программа включает в себя проведение праздника «Наумов день». Это мероприятие музей готовит совместно с церковно-приходской школой с. Арское г. Ульяновска.
Культурно-просветительский проект «Во всех науках мы сильны» для учащихся 5 -11 –х классов общеобразовательных учреждений был разработан в 2009 году сотрудниками музея совместно с клубом «Интеллектика» по согласованию с Министерством образования и науки г. Ульяновска. Проект включает подготовку и проведение интеллектуальных игр эрудитов различных возрастных категорий школьников.
Содействие в обеспечении мотивации обучения в школе, стимулирование познавательной активности учащихся, приобщение к исторической и современной культуре родного края, формирования умений адаптироваться в условиях современного общества, работая в команде – это цели и задачи программы.
Проект предполагает помощь каждому участнику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии своих возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самореализации и самоутверждения. Ребята учатся видеть личности и в других людях. Они приобретают опыт работы в коллективе, где важно уметь слышать мнения других участников и отстаивать свое.
При создании проекта особое внимание уделялось следующим принципам: максимальное использование краеведческого материала при разработке заданий, научность, комплексность, доступность, последовательность, активность и самостоятельность участников взаимодействия, наглядность.
Проект реализуется в три этапа. Две команды одной игры, набравшие большее количество баллов, становятся участниками второго тура, победители второго тура – участниками финала.
Основными номинациями интеллектуальных игр эрудитов «Во всех науках мы сильны» стали номинации: «Словесность», «Краеведение», «Математика», «Бизнес: экономика, маркетинг, финансы», «История, литература, живопись, музыка».
Кроме основных номинаций в проект также включены конкурс аналитических эссе, конкурс капитанов, интеллектуальная разминка. В интеллектуальной разминке используются задания на логику и анализ, вопросы по экологии, ОБЖ, этикету, психологи. В финале программы Игр включены спортивных состязаний, командное и индивидуальное участие в номинациях. Команда от учебного заведения включает восемь человек. За правильные ответы команде присуждаются баллы. В ходе реализации проекта ведется большая работа по подготовке рекомендаций проведения Игр и информационных писем. Неоднократно проводятся круглые столы с учителями - наставниками по перспективам развития проекта.
Интеллектуальные игры — это хорошая возможность для сплочения детей, развития творческих способностей и их реализации в разных областях знания. Игры помогают детям понять, в чём они сильны или, наоборот, испытывают затруднения.
Творческие работы учеников представляют особый интерес и достойны самых высоких оценок. Например, сочинение учеников 6 класс МОУ №31 по теме: «Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда думаем о том, чего у нас нет».
«Мы согласны с этим утверждением, потому что в жизни часто получается так: мы воспринимаем то, что у нас есть, как само собой разумеющееся. Мы очень многого хотим сразу! Но вспомните о людях с ограниченными возможностями, у которых нет зрения, слуха, не развита речь. Они, наверное, все бы отдали за эту, на наш взгляд, мелочь. Мы порой даже не задумываемся о том, насколько важно для нас быть полноценными. Люди мечтают, как правило, о приходящих и уходящих вещах: телефонах, компьютерах, машинах. Есть три вида потребностей: биологические, духовные и социальные. Полноценный человек мечтает лишь о социальных потребностях. Цените то, что вам дано!»
Игры формируют осознанный познавательный интерес, воспитывают чувство патриотизма. «Участие в абсолютно новом для наших детей проекте показало все «плюсы» и «минусы» их уровня организованности и умения пользоваться собственными знаниями... Выполнение заданий по краеведению нашей командой показало пробел и со стороны нас, родителей. Почти не говорим о наших земляках, редко посещаем музеи. Так что после интеллектуальной игры идём к дому И.А. Гончарова!!! Спасибо за бесценный опыт!» (Гимназия №34.)
Большинство учителей посчитали, что интеллектуальные игры «определяют пути совершенствования учащихся. Виден уровень других команд и есть к чему стремиться. Игры дают возможность применить свои знания в нестандартной ситуации». (Лицей №11)
В проекте в 2009-2010 учебном году в интеллектуальных играх принимали участие 37 школ, а уже в сезоне 2015 – 2016 гг. – 74 школы г. Ульяновска и г. Димитровграда.
В 2012 г. интеллектуальным играм «Во всех науках мы сильны» присвоен статус областных игр. В сезоне 2014-2015 гг. к проекту присоединились высшие учебные заведения г. Ульяновска: Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, Ульяновский государственный университет, Ульяновский государственный технический университет.
На протяжении всего времени существования проекта неоднократно проводились круглые столы с участием родителей, педагогов, Председателя Правительства Ульяновской области С. И. Морозова и министра образования и науки Е. В. Уба. Все участники согласились с тем, что в данный момент интеллектуальные игры эрудитов «Во всех науках мы сильны» являются единственным проектом, который помогает выявить уровень организованности детей и умения пользоваться собственными знаниями, работая в команде. Проект способствует формированию потребности в посещении музея как форме интеллектуального досуга.
Старший научный сотрудник Е. Л. Булавочкина,
музей «Народное образование Симбирской губернии в 70-80 гг. XIX в.»
Комментарии
Комментариев нет. Вы можете быть первым!
Оставить свой комментарий