Афиша

Понедельник - в музеях выходной

Выставки из цикла «Звёзды закулисья» как продолжение театральных традиций музея «Дом-ателье архитектора Ф.О. Ливчака»



Выставки, посвящённые театральным профессиям и объединённые общим названием «Звёзды закулисья» - явление закономерное для музея «Дом-ателье архитектора Ф.О. Ливчака. Экспозиция «Театральная жизнь Симбирска-Ульяновска».

Во-первых, они продолжают театральные традиции дома симбирского архитектора, в котором царила атмосфера увлеченности театром. Собственными силами семьи Ф.О. Ливчака здесь ставились домашние спектакли, костюмы к ним шил сам Фёдор Осипович. У камина, который был не только источником тепла, но и центральным действующим персонажем, звучали сочинённые «на ходу» хозяином дома страшные истории. Благодаря таланту рассказчика и хорошей режиссуре, они оказывали неизгладимое впечатление на детскую аудиторию. Спустя несколько десятилетий в историческом здании находился Дом актёра, а в 2014 году открылся музей, в котором одна из экспозиций посвящена театру.

Во-вторых, каждая выставка позволяет снова и снова вдыхать жизнь в экспозицию музея, делая его «островком» театральной жизни наряду с городскими храмами Мельпомены, ведь музей знакомит посетителей не только с архитектурным наследием симбирского зодчего, но и Прекрасной эпохой, временем величайших изобретений и расцвета театрального искусства.

Особенность выставок, рассказывающих о «невидимых» обычному зри-телю сценических профессиях, заключается ещё и в возможности установления близкого контакта посетителя музея с театральным экспонатом как средством художественной выразительности, будь то театральные костюм или кукла. Театр в этой ситуации открывается «изнутри», становится более понятным замысел художника.

Открывшаяся 6 сентября 2016 года в музее «Дом-ателье архитектора Ф.О. Ливчака. Экспозиция. «Театральная жизнь Симбирска-Ульяновска» авторская выставка «Звезды закулисья. Профессия – художник по костюмам» посвящена творчеству Заслуженного работника культуры Российской Федерации, художника по костюмам Ульяновского областного театра драмы имени И.А. Гончарова О.Г. Соломко. Живая история театрального костюма и в рабочем эскизе, и в материальном воплощении представлена за период с 1983-го по 2015-й гг., когда на сцене шли спектакли, «одетые» Ольгой Григорьевной.

Вся история Симбирского-Ульяновского театра - это служение зрителю, требовательному и благодарному. Уникальность театра в том, что он чудесным образом воспитывает приходящего на спектакль. Тонко, незаметно, как это быва-ет под силу только настоящему педагогу. А чудо рождения спектакля - это результат содружества театральных профессий.

Симбирский-Ульяновский театр

Симбирский-Ульяновский театр, возникший как театр крепостной (при-надлежащий в конце XVIII-го века помещику Николаю Дурасову), очень скоро стал общедоступным. За свою 230-летнюю историю он значительно эволюционировал. Усовершенствовалось его здание: от деревянного, обитого войлоком, действовавшего до наступления холодов в 30-е гг. XIX-го века, до современного - с кассовым вестибюлем, большой просторной сценой, подсобными помещениями.

Долгое время, предоставляя театральную площадку гастролирующим труппам, приобщавшим местных ценителей искусства к шедеврам драматургии, в 1935-м году ульяновский театр обрёл первый за всю историю города постоянный актерский состав. В этот год был создан Государственный драматический театр, с 2007-го года носящий имя И.А. Гончарова.

Театр Ю.С. Копылова

Одним из значительных в жизни ульяновского театра стал период, когда с 1987-го по 2010-й гг. им руководил режиссёр Юрий Семенович Копылов, выпускник Свердловского театрального училища; Ленинградского Государственного Института театра, музыки, кинематографии имени Н. Черкасова. На выставке, посвящённой творчеству ульяновского художника по костюмам О.Г. Соломко, все сценические костюмы, за исключением костюма персонажа Агафьи Тихоновны из пьесы «Женитьба» Н. Гоголя, были выполнены именно в это время, которое театроведы назвали «эпохой Копылова». Режиссёр серьезно исследовал драматургию У. Шекспира, поставил десять спектаклей по его произведениям («Ричард II», «Двенадцатая ночь», «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Мера за меру» и др.) В каждом спектакле зритель находил ответы на свои вопросы. Главной задачей режиссёр считал воспитание зрительских душ. За 23 года художественным руководителем были поставлены спектакли по произведениям Шекспира, Мольера, Гольдони, Гауптмана, Чехова, Пиранделло, Гоцци, Лопе де Вега, Островского, Алексея Толстого, Гончарова, Фигейреду, Тургенева, Ануя, Сартра, Саган, Голдмена.

Профессия художник по костюмам

Роль художника в создании спектакля так же очевидна, как автора и режиссёра. Художник «помогает» актеру раскрыть образ через внешние признаки, в том числе через театральный костюм.

Профессия художника по костюму в театре стала формироваться сравнительно недавно, в начале XX века. Актёр и режиссёр К.С. Станиславский сумел дать ей точную характеристику, выделив главное: художник-технолог – это единомышленник режиссёра, при изготовлении костюма он «будет искать не шаблонных и модных, а индивидуальных приемов шитья». При создании сценического костюма важны не только углублённое изучение композиции, истории костюма, включая исторический крой, но и полёт творческой фантазии. В этой профессии удивительным образом переплетаются ремесло и искусство.

Театральный костюм - настоящее произведение искусства: он строится по собственным законам пластической организации форм, имеет свой богатый выразительный «язык». Театральный костюм, как средство, помогает актёру перевоплотиться, создать сценический образ.
На выставке, посвящённой творчеству Заслуженного работника культуры РФ О.Г. Соломко, костюм представлен в разном воплощении: в рабочем эскизе, в материале, в авторских костюмных картинах. Во всех работах видны и энциклопедические знания в области истории костюма, и художественный вкус, и мастерство, и индивидуальность мастера.

О.Г. Соломко родилась 26 августа 1951-го года в украинском городе Александрия. В 1974-м году, после окончания театрального отделения Краснодарского художественного училища, была распределена в Ульяновский театр драмы. Будучи заведующей декорационным цехом, работала художником по костюмам. В 1980-м году возглавила костюмерный цех театра и по сей день бессменный художник по костюмам. На 2016-й год пришёлся 43-й театральный сезон в творческой биографии Ольги Григорьевны.

Выставка не только знакомит посетителей с разными сторонами таланта художника по костюмам О.Г. Соломко, открывая специфику этой профессии, ведь костюмер создает как костюм, так и образ героя. Но и наглядно посредством экспонатов показывает, какой путь проходит театральный костюм, прежде чем в него облачится актёр и выйдет на сцену к зрителям.

Рождение театрального костюма

Театральный костюм рождается в процессе многоступенчатых превращений: от замысла - к созданию эскиза, от эскиза - к воплощению костюма в материале. На этапе замысла становится важным определение, в каком цветовом и стилистическом направлении должен быть оформлен спектакль, какой будет основная тема оформления декораций и костюмов.

Второй этап – создание эскиза. Это очень важный этап. Эскиз костюма подробно иллюстрирует роль, даёт возможность актёру «подсмотреть» через свою сценическую внешность внутренний рисунок роли, а портному увидеть структуру и форму костюма. Хороший художник-костюмер всегда отталкивается и от литературного персонажа, и от внешних данных актёра, создавая эскиз.

Третий этап – воплощение эскиза в материале. На этом этапе необходимо умение видеть объёмно-пространственные свойства архитектуры костюма, иметь представление о конструктивно-технологических возможностях костюма, знать поведение различных видов материалов и …обладать навыками хозяйственника. Театральный художник детально контролирует процесс закупки ткани и материалов для создания реквизита и костюмов. После того, как спектакль «отслужит» своё, ни один костюм в театре никогда не выбрасывается, а отправляется в спецхранилище до того момента, пока очередной замысел режиссёра даст костюму новую жизнь.

Костюмы О.Г. Соломко

На выставочных мольбертах представлены рабочие эскизы О.Г. Соломко к спектаклям «Волшебный меч», «Волшебная лампа Аладдина», «Особо влюблённый таксист», «Незабудки», «Приключения Жана» (рабочее название «Солдат и змея»), «Дамы и гусары». На свободном пространстве рисунков рукой худож-ника-костюмера оставлены очень важные пометки – имена исполнителей. Создавая эскиз, всегда необходимо присмотреться к актёру.

Часто, при создании костюма, костюмеру-технологу приходится самостоятельно осваивать новую область знаний. При работе над костюмами к спектаклю «Волшебный меч» Ольга Григорьевна собирала материалы по китайскому костюму, опираясь на сведения из интернет-ресурсов, на работы японского живо-писца и иллюстратора Кацусики Хокусая. Премьера спектакля состоялась в де-кабре 2015-го года. Он получился очень зрелищным, настоящая китайская сказка, рассказанная ульяновским зрителям в канун Нового года.

Каждый эскиз имеет свою историю появления, связанную с жизнью театра. Спектакль «Приключения Жана» (рабочее название «Солдат и змея») был поставлен специально для выпускников актерского курса Ю.С. Копылова (с 1993-го по 1998-й гг. при Ульяновском государственном университете работал филиал Ярославского театрального института). Это был первый серьезный спектакль, который должен был помочь молодым актёрам «разыграться».

Представленные на выставке сценические костюмы к спектаклям по произведениям «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Подсвечник» А. Мюссе, «Не-угомонный дух» Н.Коуарда, «Беда от нежного сердца» В. Соллогуба, «Женитьба» Н. Гоголя, «Нахлебник» И. Тургенева, «Дамы и гусары» А. Фредро, «Летучая мышь» Н. Эрдмана и М. Вольпина, «Изобретательная влюблённая» Л. де Вега выполнены из самых разных тканей. Ткань, как пластический материал, с его по-датливостью и сопротивлением, вязкой или гладкой структурой имеет большие возможности. Лёгкие и струящиеся, тонкие и мягко драпирующиеся, тяжёлые и хорошо держащие форму – все эти ткани помогают делать костюм и его декор рельефными, выпуклыми, скульптурно смотрящимися со всех точек зрительного зала.

Творениям Ольги Григорьевны присуще выставочное качество - филигранность отделки - ручную роспись, присутствующую в костюме Мирандолины – героини спектакля «Хозяйка гостиницы». Она создаёт иллюзию дорогого костюма. При его создании были использованы такие материалы, как репс, парча, капрон, кружево. Премьера спектакля «Хозяйка гостиницы» на сцене Ульяновского театра драмы состоялась в 1993-м году. Характер одной из главных героинь спектакля «Неугомонный дух», Эльвиры, «прочитывается» в сценическом костюме. Пластичные, мягко драпирующиеся ткани шёлк, крепдешин, эксельсиор создают бесплотный, легковесный образ не человека, а духа. Премьера спектакля состоялась в 1996-м году. Яркое, словно «пылающее» платье из спектакля «Летучая мышь» приковывает взгляд. Броское, опереточное, сверкающее под софитами, оно выполнено из шёлка, цветной парчи, шифона, фатина, украшено стеклянными бусинами. Платье шилось в двух экземплярах: для актрис Валентины Савостьяновой и Ирины Янко. Премьера спектакля состоялась в декабре 2000-го года. «Игрался» он всего один или два раза.

Русская драматургия всегда занимала особое место в репертуаре Ульяновского драматического театра. Чехов, Островский, Толстой. Гончаров, Тургенев в своих произведениях «живописали» картины русской жизни, создавали целые галереи русских характеров. Комедия Н. Гоголя «Женитьба» во многом близка драматургическим принципам «Ревизора». Это общественная комедия, где сюжетная ситуация столкновения женихов, стремящихся завоевать руку богатой невесты из купеческой семьи, служит раскрытию современных нравов. Традиционное свадебное платье воплотилось в сценическое, сшитое из шёлка и капрона, оформленное глубоким вырезом. Премьера спектакля состоялась в 1983-м году.

В 2003-м году в репертуаре Ульяновского театра драмы появляется музыкальная комедия «Дамы и гусары» по произведению польского комедиографа и поэта А. Фредро. Пьеса, в которой мир человеческих страстей, наклонностей и пороков, раскрывается посредством тонкого и забавного юмора. Спектакль был озвучен музыкой из произведений зарубежных композиторов 30-50-х годов XX века. Роль пани Оргоновы была исполнена актрисой Клариной Ивановной Шадько. Художник О.Соломко декорирует классическое платье конца XIX века аппликацией и кистями, ниспадающими от линии талии и «привязанными» к военной тематике, а именно к теме гусарского костюма.

Художник-технолог – это тонкий знаток историко-бытового костюма, в котором каждая деталь – подтверждение достоверности. На выставке представ-лены костюмы к спектаклю «Изобретательная влюблённая», поставленного в 2001-м году по комедии испанского драматурга Лопе де Вега. Камзол из гобелена, застегнутый наглухо, дополнялся укороченными штанами-кюлотами, коротким плащом-ментиком, белыми чулками и туфлями с пряжкой. Обязательным атрибутом была шляпа. Костюмы героинь Фенисы и Белисы, персонажей пьесы «Изобретательная влюбленная», расшиты золотой и серебряной тесьмой с чисто геометрической точностью. Приём этот позволял визуально увеличить рост персонажей. Платье Фенисы дополнено фрезой - круглым воротником, на который, как на блюдо, ляжет голова. Фреза делалась из тончайшего полотна, обшитого кружевом. Такой воротник способствовал тому, что женщина держала голову приподнятой, в чём проявлялись и её статус, и независимость. Костюм Белисы (эту роль исполнила актриса Зоя Самсонова) восхищает своим великолепием. Пиршество тканей: бархат, гипюр на парче, заменяющий дорогую ткань (это находка художника), кружево, подчеркивающих высокое происхождение героинь.

Как мы создавали выставку

Создание выставки – процесс живой, многоступенчатый. Это тоже своего рода рождение…идеи. Очень хотелось сделать выставку не сухой и формальной, а праздничной, поднимающей настроение. Когда мы отобрали будущие экспонаты, выяснилось, что коллекция получилась чрезвычайно яркой и стилистически пёстрой. Для удобства её восприятия необходимо было объединить экспонаты в блоки.

«Завязкой» экспозиции стал костюм Мирандолины – героини спектакля «Хозяйка гостиницы» по пьесе К. Гольдони. Всего к этому спектаклю для актрисы Ирины Янко было разработано 6 сценических костюмов, смена которых входе представления для зрителей стала отдельным театральным действом. Яркой иллюстрацией к костюму стал акварельный эскиз к спектаклю, с которого словно «считывался» характер главной героини - своенравной, предприимчивой Миран-долины.

В следующий блок мы объединили рабочие эскизы, поместив их на подиуме. Они хороши и ценны как раз тем, что не являются выставочными. И в то-же время они «говорящие», с ценными пометками художника. Тематически в од-ну раму вошли «Волшебный меч» и «Волшебная лампа Аладдина», в другую - «Особо влюблённый таксист», «Незабудки», вышедшие на сцену в наше время. «Приключения Жана» (рабочее название «Солдат и змея») и «Дамы и гусары» поместили в третью раму.

Коллекцию костюмов разделили на части: зарубежная драматургия («Подсвечник» А. Мюссе, «Неугомонный дух» Н.Коуарда), русская драматургия («Беда от нежного сердца» В. Соллогуба, «Женитьба» Н. Гоголя, «Нахлебник» И. Тургенева), музыкальная комедия («Дамы и гусары» А. Фредро, «Летучая мышь» Н. Эрдмана и М. Вольпина).

Коллекцией в коллекции стали три сценических костюма к спектаклю «Изобретательная влюблённая» по пьесе Л. де Вега. Впервые был представлен мужской костюм.Тонким интерьерным дополнением к экспозиции стали полуобъёмные костюмные картины, выполненные Ольгой Григорьевной.

Заключение

Каждая выставка, организуемая в музее «Дом-ателье архитектора Ф. О. Ливчака. Экспозиция «Театральная жизнь Симбирска-Ульяновска», наряду с об-разовательными целями ставит перед собой и цели воспитательные: рассказать о талантливых людях, создающих историю нашего города. Яркие страницы истории Симбирского-Ульяновского театра написаны и в том числе художником по костюмам Ульяновского областного драматического театра имени И.А. Гончарова Ольгой Григорьевной Соломко.


Литература
1. Трофимов Ж. Страницы истории Симбирского театра. – Ульяновск, «Симбирская книга», 1994. – С.3,6,58.
2. Для чего…Для кого…Из чего…Как… Школа-студия (институт Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова.- Москва, «Брейгель и Алекс», 2005. – С.5.
3. Галаджева Г. Брюки для денди или панталоны для Чичикова. «Сцена», №4(96) 2015. Журнал по вопросам сценографии, сценической техники и технологии, архитектуры, образования и менеджмента в области зрелищных искусств. – Москва, НП «Культурная инициатива Восток-Запад».

Н. А. Мухаметжанова

экскурсовод музея

«Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска»

Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина»



Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий