Афиша

Понедельник - в музеях выходной

Новости

14 Июня 2016 | 15:54:42

Где живут куклы?

9 июня в музее «Дом-ателье архитектора Ф.О.Ливчака» состоялось открытие выставки «Где живут куклы?». Героями новой временной экспозиции стали куклы персонажей, созданные членом Союза художников России, главным художником Областного Ульяновского театра кукол Дмитрием Бобровичем к четырём спектаклям: «Морозко» (по мотивам русской народной сказки, режиссёр - заслуженный деятель искусств РФ Людмила Гаврилова), «Пиковая дама» А.С.Пушкина (режиссёр - народный артист РФ Станислав Железкин), «Господин Белло и волшебный эликсир» Пауля Маара (режиссёр-постановщик Мишель Розенман), «Прощание с Матёрой» В.Г.Распутина Мытищинского театра «Огниво» (режиссёр - народный артист РФ Станислав Железкин).

Вернисаж получился необычным, поистине сказочным и светлым. Гости музея от мала до велика с интересом осматривали театральных кукол, делились впечатлениями и расспрашивали мастера о тонкостях и деталях создания своих подопечных. По окончании открытия кукольных дел мастер согласился ответить на несколько моих вопросов.

О.В.: Дмитрий, Вы давно сотрудничаете с Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина», не раз оформляли наши экспозиции, участвовали наряду с другими ульяновскими творцами в выставках, но сегодня открылась Ваша персональная выставка в нашем новом музее. Какие у Вас ощущения?

Дмитрий: Мне очень понравился интерьер. Был на открытии музея, здорово, что всё восстановили. И когда мне предложили, я, конечно, согласился, потому что выставиться в таком зале очень приятно. Когда монтировали, старались вписываться в интерьер, активно задействовали музейную экспозицию, зал даёт настроение. Атмосфера неповторимая. И куклы, большинство из которых уже не раз демонстрировались, здесь смотрятся совсем по-иному. Получилась полная гармония зала и кукол.

О.В.: Дмитрий, Вы можете назвать самую дорогую для Вас куклу, и что самое главное в кукле кроме портретного сходства?

Дмитрий: Наверное, чтобы она была живая на сцене, чтобы она работала. Но есть исключение. К примеру, в Матёре они скульптурные, статичные, без актёров просто стоят на сцене как часть декораций. Кукла должна жить на сцене, привлекать внимание, передавать характер персонажа. А насколько и какая дорога мне сказать очень сложно.

О.В.:А сколько лет Вы занимаетесь созданием кукол, и сколько примерно создано Вами персонажей?

Дмитрий: Около 40 постановок, а точное число назвать не могу. Разные спектакли. Есть и по 10, и по 15 персонажей. Есть ещё и куклы-дубли. К примеру, у нас 4 куклы Буратино. А занимаюсь уже лет 15.

О.В.: Как Вы к этому пришли?

Дмитрий: Длинная история. Ещё когда учился в нашем училище культуры. Моя дипломная работа называлась «Водный парк барона Мюнхгаузена». Педагоги заметили, что мне хорошо даётся иллюстрация. Предложили поработать над эскизами кукол к спектаклю. В итоге всё сложилось. Режиссёр остался доволен, доволен был я. Вот так и пришёл к мысли, что хочу работать в театре кукол.

О.В.: Спектаклей достаточно много, как Вы подбирали героев этой выставки?

Дмитрий: Мне хотелось показать разные спектакли, чтобы выставка была интересна как юным, так и взрослым посетителям. Для детей ближе и понятнее, конечно, «Морозко» и «Господин Белло». Взрослым ближе «Пиковая дама». Ну и совершенно взрослый спектакль «Прощание с Матёрой». Здесь представлены практически все куклы из этого спектакля. Постановка идёт в Мытищах и на время отпуска по моей просьбе кукол передали в музей. С гастролями вряд ли получится, поэтому мне очень хотелось показать их здесь.

О.В.: «Прощание с Матёрой» произведение серьёзное, драматичное. Насколько сложно Вам работалось над куклами к нему?

Дмитрий: Тяжело было найти общий ход-приём. Долго не могли определиться, как мы это делаем. Сначала предполагали делать только пожилых персонажей, молодых должны были играть живые актёры. Помогла реплика главной героини Дарьи: «Старое дерево не пересаживают». Так решено было воплощать кукол в дереве. Усиливали эффект, расположенные по кулисам, огромные деревянные идолы. В спектакле есть присутствие стихий: и вода, и живой, открытый огонь, и проекция огня. Сцена затопления получилась очень эффектной. В начале спектакля над сценой на тросах подвешена деревянная крыша, а в конце она переворачивается, и в её зеркальной обратной поверхности отражаются перевёрнутыми все предметы. А над зрителями натягивали настоящую рыбацкую сеть, в начале спектакля сложенную на авансцене, а к финалу поднимали над зрителями, так, чтобы, вставая, они почти касались её головами. А на эту сеть даётся проекция воды. Хотя тоже изначально хотели пустить живую воду, заменив сеть на плёнку. Но технически это было сделать сложно. Прежде всего, думали о безопасности зрителей.

О.В.: Ваши персонажи многогранны, эмоциональны. Как Вам удаётся так точно передать характер?

Дмитрий: Как говорят актёры, надо всё прижить! На самом деле нужно понять самого персонажа, уловить самую яркую черту. Хорошо, когда знаю, кто его будет играть. Зная актёра, мне проще передать схожесть. Он будет попадать в образ куклы. Даже в «Матёре», ведь там очень условные лица (это же всё-таки кора), но тех, кого я знал, я старался делать похожими. Тогда и голос лучше сочетается с персонажем. А бывает и так, что, не зная актёра, приезжаешь в театр с готовыми эскизами, и при распределении кукла чудесным образом похожа на актёра.

О.В.: Такие зрелищные выставки зачастую вдохновляют посетителей на творчество. А Вы откуда черпаете вдохновение?

Дмитрий: И фильмы, и картины, и концерты.

О.В.: Современной музыки или классической?

Дмитрий: И современной, и классической. Какие-то мысли приходят из рок-концертов. Сам для себя делаю такие цитаты, которые я понимаю. Непременно с юмором. Нравится мне фильм «17 мгновений весны». Мне хотелось передать атмосферу чёрно-белых фильмов, их доброту и наивность. В «Господине Белло» передать образ Чарли Чаплина. Какие-то вещи, для меня приятные, хочется привносить в спектакли.

О.В.: Над чем Вы работаете сегодня, и каковы Ваши планы на ближайшую перспективу?

Дмитрий: Сейчас я работаю с режиссёром Станиславом Железкиным над спектаклем «Вторая смерть Жанны ДАрк» для малой сцены Ульяновского драматического театра. Создаём реквизит, декорации и, конечно же, куклы. Осенью планирую в Вашем музее «Симбирское купечество» ещё одну выставку. Скорее всего, она тоже будет посвящена театральной кукле, а, возможно, и современной книжной иллюстрации, которую я тоже хочу показать ульяновцам.

О.В.: Благодарю Вас за интервью и желаю удачи!

Интервью брала специалист по связям с общественностью
Музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» Ольга Олина

< вернуться к списку новостей



Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий