Афиша

Понедельник - в музеях выходной

Музыка погоды и погода в музыке.



Проект «Музыка в музее» стал результатом совместного творчества Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» и Ульяновского Дома музыки. Вниманию ульяновцев предлагается новая форма проведения культурного досуга - семейные музыкальные четверги в музеях, «нескучные вечера» в тёплой атмосфере, в компании всеми любимых ульяновских музыкантов. Проект «Музыка в музее» - это возрождение лучших музыкальных традиций Симбирска, возможность отвлечься от суеты современного города и услышать нестареющую классическую музыку.

В рамках проекта «Музыка в музее» зрителям предлагается на выбор 3 музейно-музыкальных абонемента, рассчитанных на 1 год:
1. «Вниз по улице Московской» - 8 встреч в музеях, расположенных на улице Ленина (бывшей Московской);
2. «Вниз по улице Покровской» - 4 встречи в музеях, расположенных на улице Л.Толстого (бывшей Покровской);
3. «Душевно Ваш, Фёдор Ливчак» - 4 встречи в зданиях, построенных по проекту знаменитого симбирского зодчего.

В концертах принимают участие музыканты и вокалисты Ульяновского Дома музыки. В их исполнении звучат классические музыкальные произведения, джазовые и эстрадные композиции, русские и зарубежные романсы, народные песни.

В рамках абонемента «Вниз по улице Покровской» зрителям предлагается музыкальный вечер «Музыка погоды и погода в музыке» в музее «Метеорологическая станция Симбирска». Экспозиция музея и само здание, где она расположена, неразрывно связаны с темой музыки. С 1874 по 1886 гг. этот дом принадлежал Александре Ивановне Языковой, жене титулярного советника Александра Петровича Языкова, племянника известного симбирского поэта. Здесь, по свидетельству современника, размещалось собрание членов «Музыкального общества». Была оборудована эстрада, на которой стояли два превосходных рояля. Концерты давались силами любителей, но время от времени здесь выступали и приезжавшие в город музыканты-профессионалы. Хозяйка дома активно участвовала в общественной жизни города. Ни одно общественное предприятие не возникало без её участия: устраивался ли в городе благотворительный спектакль, концерт или танцевальный семейный вечер. Александра Ивановна, вполне обладавшая музыкальным сценическим искусством, всегда с готовностью отдавала и свой артистический талант, и денежные средства на пользу общества.

В 1876-1879 гг. в доме Языковых размещалась первая в Симбирске метеорологическая станция, учреждённая по инициативе врача Павла Михайловича Козакевича. История развития отечественной метеорологии, метеорологических наблюдений в Симбирской губернии и работа ученых-метеорологов раскрывается в экспозиции музея, созданного в 1998 г. в стенах этого дома.
Тема погоды и её проявлений в природе нашла непосредственное воплощение в многочисленных музыкальных произведениях прошлых столетий и современности. Среди множества различных звуков можно выделить те, которые принадлежат к «музыке погоды».

Зимой в лесу даже слабый ветер вызывает колебания иголок хвойных деревьев и мелких веточек лиственных. При отсутствии других звуков одинокая сосна может издавать звуки, похожие на вздохи. При изменении скорости ветра меняется тональность и громкость лесной мелодии.

Сильный ветер на склонах сопок вызывает звуки, похожие на рёв. В этом случае источником звука является вибрация значительного количества мелких и крупных веток деревьев. Когда ветер налетает на печную трубу и угол дома, образуются вихри, издающие звуки, которые слышны внутри дома, особенно если человек находится там один и ночью.
Очевидцы, которые попадали в торнадо, свидетельствовали, что воронка смерча издает отчетливо слышный характерный звук, похожий на жужжание миллионов пчёл, а по наблюдениям других – этот шум похож на грохот грузовых поездов или близко пролетающего реактивного лайнера.

Некоторые атмосферные явления издают звуки, которые обычно ассоциируются с ударными музыкальными инструментами. Безусловно, наиболее ярко это проявляется в раскатах грома, похожих на внезапный грохот тарелок. Падение капель дождя или града на крыши напоминает дробь малых барабанов, которая то нарастает, то стихает по мере изменения интенсивности осадков.
Про летний зной при штиле в народе говорят, что «воздух звенит», а крепкие морозы называют «трескучими». И действительно, в студёную пору потрескивает всё: и деревья в лесу, и лёд на реках, и снег под ногами, и дрова в печи.

Городские жители, к сожалению, лишены возможности услышать бравурную, жизнерадостную музыку весеннего ледохода или полную противоположность ей: приглушенное интимное перешептывание отдельных льдинок в период осеннего замерзания рек, озёр, мелководных бухт. В обычной жизни в полной мере воспринять все звуковые оттенки погоды можно лишь в отдаленной безлюдной местности.

Разнообразные звуки погоды служили источником вдохновения для многих композиторов. Тот, кто знаком с великими музыкальными творениями, знает, как виды и звуки небес возбуждали творческие силы. Одним из самых ранних примеров является известное произведение XVIII века «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди. Этот цикл из четырёх скрипичных концертов был создан в середине так называемого Малого ледникового периода, когда зимы в долинах Италии были необычайно холодными. Музыка Вивальди отражает радости Весны, чрезвычайно переменчивой, когда легкие дуновения ветерка чередуются с короткими интерлюдиями грома. Лето изображается жарким, влажным и сонным; медленная и спокойная музыка оживляется звучанием гроз, более сильных и длительных, чем весной. Музыка Осени живая и счастливая, символизирующая приятную погоду и радостные занятия – сбор урожая, дегустацию молодого вина. О жестокой холодной Зиме Вивальди рассказывает посредством музыки, в которой слышится дрожь тела от холода. Когда описывается приятное расслабление у тёплого очага, музыка становится медленнее и приобретает оттенок добродушия.

Точно такое же название носит замечательное произведение Петра Чайковского, в виде цикла из 12-ти фортепьянных пьес, каждая из которых имеет название месяца. В своих пьесах композитор любовно нарисовал поэтические образы природы, которую он так страстно любил. Особенно хорошо выразил автор настроение и чувства, которые у него вызывала весна. В пьесе «Песня жаворонка» (март) легкие трели как бы напоминают о пении пташки. Главная мелодия, появляясь то в верхнем, то в нижнем регистре, передает различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то просветленного. Апрель – время подснежников. Так и назвал Пётр Чайковский четвертую пьесу цикла. Композитор передает настроение ожидания весны, волнующе радостное, трепетное, устремленное навстречу солнцу, надеждам и счастью, упоение расцветающей природой, необычное воодушевление и подъём духа, которые в нём всегда вызывал приход весны: «Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своею роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега, и в воздухе почувствуете что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку! Как радуешься прилету грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!».

К месяцу маю, композитор назвал пьесу «Белые ночи». Непередаваемое очарование весенних белых ночей Петербурга с юных лет волновало композитора. Сон отлетал от него. Часами стоял он у окна, любуясь прозрачными красками небосклона, слушая таинственные шорохи белой ночи. Первая и третья части пьесы – созерцательного характера, они рисуют поэтическую картину светлой летней ночи. В нежных, задумчивых интонациях мелодии слышатся, словно вздохи ветерка. Средняя часть, более возбужденная, выражает настроение и грёзы, навеянные красотой ночного пейзажа. Одно из высших достижений композитора в жанре фортепианной миниатюры - пьеса «На тройке» (ноябрь). В ней задумчивая протяжная мелодия – песнь ямщика и звон бубенчиков – навевают поэтические образы русской зимы, тройки, несущейся по снежным равнинам в неведомую даль.

Природа в жизни и творчестве П.И.Чайковского занимала огромное место. Воспринимаемая как символ красоты жизни, она всегда являлась для композитора источником, откуда он постоянно черпал нравственную силу, веру в претворение своих радужных мечтаний. Общение с природой и поклонение ей, как чудесной яви, приносило композитору реальное счастье, обновляя в сердце надежду. Ко всему циклу «Времен года» можно смело отнести признание самого П.И.Чайковского: «Не мне, конечно, определять достоинства моих писаний, но могу, положа руку на сердце, сказать, что они все (за немногим исключением) пережиты, перечувствованы мной и исходят непосредственно из души моей». В качестве аллегорического эпилога всего цикла просятся слова Чайковского: «А я всё-таки скажу, как хорошо майское утро и как, несмотря ни на что, жизнь хороша».
Среди других композиторов, писавших «музыку о погоде», нужно назвать Грегора Вернера, чей «Забавный музыкально-инструментальный календарь» отображает изменение погоды от месяца к месяцу, и Франца Йозефа Гайдна, сочинившего ораторию «Времена года». Джузеппе Верди написал балетный вставной номер с тем же названием для своей оперы «Сицилийская вечерня». Александр Глазунов также написал балет под названием «Времена года», который отображает изменение погоды в течение целого года. Он начинается медленной музыкой и плавными танцами во время холодной, тоскливой русской зимы. По мере приближения к финалу, изображающему радостную осеннюю пору, музыка постепенно становится всё более вдохновенной, бравурной.
Многие музыкальные творения были написаны под влиянием чувств, вызванных метеорологическими явлениями – от успокаивающего тихого дождика до возбуждающей сильной грозы. Как и следовало ожидать, внезапная вспышка молнии и раскаты грома были отображены многими композиторами. В своей «Шестой симфонии» Людвиг ванн Бетховен точно передает атмосферу весеннего дня и постепенное развитие грозы. Музыка неистово нарастает, быстрое чередование звуков изображает усиливающийся дождь; сильные ветер гнёт деревья, раздаются раскаты грома. Симфония завершается удалением ослабевающей грозы и появлением на небе изумительной радуги.

Звучание грозы и вызываемые ею чувства изображали в своих произведениях и многие другие композиторы. В «Сюите Большого каньона» Ферт Грофе изображает необычайно жестокую бурю. В третью часть своей «Фантастической симфонии» Гектор Берлиоз для изображения правдоподобного рокота грома ввёл звучание четырёх литавр (тимпанов) с разной высотой звучания.
Георг Гендель вставил изображение грозы с градом в свою ораторию «Израиль в Египте». Фредерик Шопен написал прелюдию «Дождевая капля» (Прелюдия №15), Хуго Альвен сочинил «Летний дождь», а в малоизвестной оратории Камиля Сен-Санса «Всемирный потоп» изображается знаменитое наводнение, связанное с легендой о Ное.

Триптих «Ноктюрны» французского композитора Клода Дебюсси открывается оркестровой пьесой «Облака». На мысль назвать так свое сочинение композитора навели не только реальные тучи, которые она наблюдал, стоя на одном из парижских мостов, но и альбом Уильяма Тёрнера, состоящий из 79 этюдов облаков. В них художник передал самые разнообразные оттенки облачного неба. Наброски звучали как музыка, переливаясь самыми неожиданными, едва уловимыми сочетаниями красок. Все это ожило в музыке Дебюсси.

Уильям Тёрнер. Дождевое облако. 1845 г. www.sandrobotticelli.org.jpg«Облака», - пояснял композитор, - это картина неподвижного неба с медленно и меланхолически проходящими облаками, уплывающими в серой агонии, нежно оттененной белым светом». Слушая «Облака» Дебюсси, мы как бы оказываемся вознесёнными над рекой и рассматриваем однообразно-унылое пасмурное небо. Но в этом однообразии – масса красок, оттенков, переливов, мгновенных изменений. Дебюсси хотел отразить в музыке «медленный и торжественный марш облаков по небу». Извилистая тема у деревянных духовых рисует нам прекрасную, но меланхоличную картину, изображающую небо. Альт, флейта, арфа и английский рожок – более глубокий и тёмный по тембру родственник гобоя – все инструменты добавляют свою тембральную окраску к общей картине. Музыка по динамике лишь едва превышает пиано и, в конце концов, полностью растворяется, словно облака исчезают на небосклоне.

К теме ветра обращался Клод Дебюсси в своих прелюдиях «Ветер на равнине» и «Что видел западный ветер», Модест Мусоргский в соло для баритона «Ветры воют».

Авторы легкой музыки также находили вдохновение «на небесах». Приятные воспоминания сохраняются после исполнения пьес «По ту сторону радуги» Джуди Гарланд, «Ненастная погода» Линой Хорн и «Белое Рождество» Бингом Кросби. Похоже, что список мелодий, связанных с погодой, можно продолжать бесконечно. Можно также вспомнить всем известные ещё с молодости или детства мелодии, сопровождающие прогноз погоды на телевидении. Слушаемые нами многократно, они, несомненно, ассоциируются с погодой и её явлениями.

Погода вдохновляла не только музыкантов, но и других представителей искусства – художников, скульпторов, танцоров, поэтов. Известный учёный, поэт, художник Александр Чижевский считал, что «литература и музыка, живопись и ваяние являются истинными двигателями мировой Культуры». Но среди всех искусств предпочтение отдавал поэзии, на второе место ставил музыку и считал её младшей сестрой поэзии: «Проникновеннейшие искусства – поэзия и её младшая сестра, музыка, чьи элементы обуславливают красоту стиха, не создаются для временных земных властелинов: они живут в вечности и черпаются из её пучин, стремящихся к новым и новым завоеваниям человечества». Так, например, одно из его многочисленных стихотворений – «Вихрь», посвящённых обычному явлению природы, по яркости и наполненности выражений становится своеобразной песней ветру, соединяет в себе поэзию и музыку, поэзию и погоду:

Тревожный ветер буйствует в ночи,
Дрожат дома. Поют железом крыши,
И оживают демоны в печи,
И шаркают смелее мыши.

Но чу!.. Окно звенит и дребезжит,
Стекло вот-вот на части разлетится.
На дом стихия ринулась, бежит.
Труба заныла. Что-то в дверь стучится.

Ещё порыв – и настежь дверь моя
Открылась вдруг, и быстрыми шагами
Вбежал невидимый и, власть тая,
Все разбросал проворными руками.

Огонь свечи колеблемый потух,
И в тьме наставшей страстно зарождалась
Система стройных сил: но грубый слух
Их принимал за первобытный хаос.

Учёные, занимаясь проблемой снятия стрессов, нашли оригинальное решение – записали на компакт-дисках серии «Relax with» звуки природы: шум дождя, шелест прибоя, грохот водопада, пение птиц, голоса леса на фоне спокойной, расслабляющей музыки. Слияние звуков природы и инструментальной музыки благотворно воздействует на человека – снимает напряжение, позволяет сосредоточиться, разрешить «неразрешимые» проблемы, восстановить силы и работоспособность, даёт удивительный эффект при лечении сердечнососудистых заболеваний, нормализует артериальное давление. Музыка погоды радует слух, дарит новые переживания и эмоции, возбуждает творческие силы.

Ирина Михайлова, старший научный сотрудник музея «Метеорологическая станция Симбирска» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».



Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий