Афиша

Понедельник - в музеях выходной

К вопросу о роли руководителя. Начальницы Симбирского епархиального женского училища.



Симбирское епархиальное женское училище для дочерей священников было открыто в августе 1876 г. По окончании курса воспитанницы получали право на звание домашней учительницы и принимались учительницами начальных школ, по преимуществу церковно-приходских. Особой заботой духовенства стало устройство пансиона, так как большинство обучавшихся девочек было дочерьми сельских священнослужителей. Вопрос о том, в каких условиях пройдут шесть лет учёбы, кто своей заботой и вниманием окружит десятилетних девочек, впервые переступавших порог училища, не мог не волновать родителей. К сожалению, на сегодняшний день очень мало личных воспоминаний бывших воспитанниц училищ, и  архивные документы лишь слегка приоткрывают нам образ жизни руководителей училища.

На основании Устава начальница училища избиралась съездом духовенства из лиц всякого сословия православного вероисповедания. Она должна была обладать педагогически опытом и быть известна избирателям своим безукоризненным поведением.

Более двадцати лет, со дня основания училища в 1876 г. и по 1898 г., начальницей Симбирского епархиального женского училища была Надежда Лукинична Лукашевич  (вдова чиновника канцелярии Московского военного генерал – губернатора).  
Надежда Лукинична Лукашевич имела звание домашней учительницы с 1864 г. В течение ряда лет она в Москве занималась обучением детей в частной школе и начальном женском училище [1].

Имея опыт педагогической работы, Надежда Лукашевич, тем не менее, для местного духовенства была человеком новым и неизвестным. Приступив в августе 1876 г. к выполнению обязанностей начальницы, она была избрана епархиальным съездом и утверждена лишь в январе 1879 г.  

Н. Л. Лукашевич была свидетелем многих важных перемен в училище. При ней училище, открытое как трехклассное, было преобразовано в 1881 г. в шестиклассное. В 1883 г. устроена домовая церковь, открыта образцовая школа при училище для педагогической практики воспитанниц, расширено здание училища и многое другое[2]. Этот период можно считать самым главным в истории училища – периодом его становления и развития. Но при этом следует отметить ведущую роль духовенства епархии, на попечении которого было училище, и Священного Синода, в ведении которого находились епархиальные училища.

Начальнице училища вверялось религиозно-нравственное воспитание девиц. Но на деле круг обязанностей начальницы был довольно широк. Надежда Лукинична Лукашевич следила за порядком в училище, заботилась о питании учениц, своевременном снабжении их одеждой и обувью, учебниками и пр. В её непосредственном подчинении находился обслуживающий персонал. Помощницами в исполнении учебно-нравственных вопросах были воспитательницы. Начальница представляла в Совет училища двухмесячные и годичные ведомости о поведении воспитанниц.

Впервые годы существования училища, когда число учащихся было не велико, Надежда Лукинична отзывалась о поведении воспитанниц с теплотой и сердечностью. Девочки были дружелюбны, и серьёзных нарушений дисциплины не было. Детские шалости, характерные для данного возраста, серьёзных нареканий не вызывали. В отношении успехов девиц в классах, педагоги принимали во внимание домашнюю подготовку и разный уровень развития учениц, стараясь поставить справедливую оценку. Однако лень воспитанниц строго наказывалась. В отчёте училища за 1892-1893 учебный год упоминается такая мера воспитания, как стояние за обедом, для тех воспитанниц, чья успеваемость зависела от недостатка прилежания [3]. Это позорное наказание было и в некоторых других епархиальных училищах России, сохранится оно и при следующей начальнице -  Варваре Александровне Аксёновой.

Начальнице училища уставом предписывалось постоянно наблюдать за воспитанницами в классах, столовой, на прогулке и богослужениях.  В её власти было разрешать им отпуск на воскресный и праздничный день, а так же на каникулы. Можно представить себе положение воспитанниц, находящихся под постоянным надзором, порой жестким контролем. Не обладая авторитетом и должным уважением среди учащихся и педагогов трудно удерживать дисциплину, глухой ропот недовольства рано или  поздно даст о себе знать.

В архиве не найдено никаких документов объясняющих уход со службы Н. Лукашевич, возможно, это  выход на пенсию. Надежда Лукинична возвращается в Москву, где, вероятно, остались её родственники. Основанием для этого вывода служит следующая запись (приписка) в деле о допущении её к должности начальницы училища: «Документы бывшей начальницы Лукашевич направлены ей в Москву 7 апреля 1899 г…» [4]

К тому же известно, что еще в годы своей службы в училище Лукашевич в каникулярное время отправлялась в Москву для встречи со своими сыновьями [5]. Солидный срок службы Лукашевич в Симбирском епархиальном училище (почти 22 года) позволяет судить о ней, как о знающем дело руководителе, вникающем во все нужды учебного заведения.        

Надежду Лукашевич сменила Варвара Александровна Аксёнова, дочь потомственного дворянина. Она окончила курс в Нижегородском Мариинском институте благородных девиц. До вступления в должность начальницы училища Аксёнова в течение 20 лет занималась воспитанием и обучением в частных домах. [6] Возглавлять училище ей пришлось лишь до осени 1905 г. Девицы, которых воспитывали как будущих жён служителей алтаря, развивая в них высокие нравственные качества, терпение, скромность и т.п. – восстали.

Вот строки из донесения Святейшему Правительствующему Синоду от епископа Симбирского и Сызранского Гурия: «24 октября сего года в Симбирском Епархиальном женском училище возникли волнения между воспитанницами, угрожавшими остановкой учебных занятий. Как выяснилось из личной беседы, причиной были обидные для учениц возмущавшие их действия начальницы В. Аксёновой» [7].

Воспитанницы старших классов подали петицию из 17 пунктов:  «Мы, воспитанницы Симбирского Епархиального женского училища, находя наше настоящее положение, как в учебном плане, так и в воспитательном отношении ненормальным и не дающее никаких прав к дальнейшему образованию выработали и просим исполнить помещенные ниже требования»  [8] . Первые два требования были  относительно программы:
1. Уравнять программу Епархиального училища с программой гимназии.
2. Введение в курс наук изучения французского языка и немецкого  (одного из них  обязательно с младшего класса).

Следующие требования  подлежали немедленному исполнению и включали в себя: вежливое обращение начальства с воспитанницами и право воспитанниц оправдываться перед Советом училища; отмену таких наказаний, как лишение отпуска, посещение театра, стояние на ногах за столом и т.п. Требовали отмены присутствия воспитательниц на уроках, уничтожение проверки посылаемых и получаемых воспитанницами писем и уничтожения осматривания вещей воспитанниц.

Одиннадцатый пункт петиции касался начальницы училища: «Так как воспитание при настоящей начальнице, которая потеряла доверие духовенства, воспитанниц и преподавателей не может быть удовлетворено, уволить её из училища». Кроме этого воспитанницы выразили протест против избрания начальницы, воспитательниц, преподавателей и председателя Совета училища без  участия всех преподавателей и с согласия съезда духовенства. Можно уверенно предположить, что не обошлось здесь без советов заинтересованных лиц. Следует пояснить, что кандидатура Аксёновой не обсуждалась на епархиальном съезде и не рассматривалась Советом училища. Проверяющим училище ревизором от Учебного Комитета Св. Синода Савваитским этот факт был признан как негативный: «…Аксёнова избрана была в 1898 г. на должность начальницы училища, главным образом, по желанию бывшего преосвящённого Симбирского Никандра, который сдал в Совет её прошение, тогда как председатель и некоторые члены Совета предназначали на эту должность своих кандидаток» [9]. Возникло предубеждение в отношении к Аксёновой со стороны председателя Совета о. Сергея Медведкова, которое со временем ещё более усилилось из-за нежелания Варвары Александровны считаться с мнением других членов Совета.

В целях успокоения учащихся преосвященный Гурий предложил начальнице училища В. Аксёновой написать заявление об увольнении, она же 26 октября 1905 г. написала заявление на отпуск с поездкой Петербург. Тем не менее, Совет училища 27 октября объявил ей о временном отстранении от должности заведующей училищем. После этого епископ Симбирский и Мелекеский Гурий обратился в Св. Правительствующий Синод с просьбой уволить Аксёнову немедленно, независимо от подачи прошения, «как бессильной в данной ситуации» [10].

Пробуждению активности воспитанниц епархиального училища в немалой степени способствовали политические события, происходящие в стране. Революционная обстановка в стране 1905 г. обнажила множество проблем в стране, в том числе и в сфере образования.  В российских городах  вспыхивают восстания учащихся разных учебных заведений с требованиями пересмотра программ и правил внутреннего распорядка. В Симбирске под влиянием социал-демократов в октябре - ноябре 1905  г. создаётся организация «Соединённое общество учащихся средних учебных заведений». В его составе учащиеся мужской и женской гимназии, ремесленного училища, духовной семинарии.

Чуть раньше, чем епархиалки, 15 октября, учащиеся мужской гимназии предъявили свою петицию из 12 пунктов директору гимназии. Занятия в этом учебном заведении были временно прекращены, в ноябре бунтовали учащиеся духовной семинарии. Семинаристы не учились почти всю вторую четверть. Что касается учебного процесса в епархиальном училище, он не был прекращён, но учебный год закончился на две недели раньше. Причиной послужила забота о здоровье большинства воспитанниц. Училищный врач  Пётр Николаев заявил, что многие девочки страдают расстройством нервной системы, выражающимися бессонницей, головными болями, расстройством пищеварительных органов, нервной раздражительностью, сопровождающейся ничем не объяснимыми слезами. Нередко проступками, не соответствующими воспитательному направлению.

В своём заключении врач отметил: «Объяснение факту массового заболевания приходилось искать в различных событиях общественного и школьного характера, способствовавшего нарушению равновесия душевно- нравственной жизни детей» [11].
Несмотря на произошедшие волнения в училище, ни одна из воспитанниц не была исключена, в соответствии с требованием петиции (п. 16) Более того, по поведению у всех воспитанниц за 1905-6 учебный год значится балл «пять». После снятия с должности Аксёновой, временно исполняющей обязанности начальницы училища, была назначена старшая воспитательница Вера Дмитриевна  Михайловская[12]. Выпускница Симбирской Мариинской гимназии, в училище она работала с 1895 г.

Архивные документы позволяют представить Аксёнову как человека целеустремленного, четко исполняющим инструкции и предписания вышестоящих лиц. В мае 1905 г. она была представлена к золотой медали «За усердие» на Анненской ленте [13]. Однако, порядок, дисциплина, хорошая  успеваемость поддерживались за счёт чрезмерной строгости, непреклонности требований, перерастающих в грубость, унижающую человеческое достоинство.

О дальнейшей судьбе В. А. Аксёновой известно следующее: «12 мая 1906 г. по указу Св. Правительствующего Синода начальница училища Варвара Александровна Аксёнова перемещена на такую же должность в Пензенское епархиальное училище» [14].
В Симбирском же епархиальном училище эта должность будет вакантной до сентября 1906 г. К выбору кандидаток теперь духовенство и Совет училища подходили более тщательно. Ещё в декабре 1905 г. не нашло поддержки Совета училища предложение Учебного Комитета Св. Синода о перемещении начальницы Архангельского епархиального училища Софии Свинцо(е)вой в Симбирск, а Аксеновой в Архангельск. Это было вызвано опасением педагогов, что Свинцова, либо другая, назначенная свыше и никому неизвестная начальница, утвердившись в должности, будет с легкостью игнорировать инструкции Совета. А следствием этого станет дезорганизация учебно-воспитательного процесса, что  приведёт девиц в ещё большее расстройство. И в связи с этим Совет Симбирского Епархиального училища просил Его Преосвященство, «не лишать Совет дарованного ему права избирать начальниц из лиц известных своим добрыми качествами» [15].

В июльском номере журнала «Симбирские епархиальные ведомости» за 1906 г. было размещено объявление о свободном месте начальницы училища. Прошения предлагалось подавать в Совет училища, с приложением метрического свидетельства, аттестата об образовании и удостоверения от учебного ведомства или частных лиц о педагогических занятиях. В примечании оговаривалось, что должность предоставляется лицу с высшим или средним образованием, обладающим педагогической опытностью, в зрелом возрасте, не моложе 30 лет [16].

Но вопрос о выборе новой начальницы училища беспокоил не только педагогов, но и родителей воспитанниц. «Кем и чем должна быть представительница воспитания наших детей», - спрашивает одна из матерей со страниц журнала «Симбирские Епархиальные Ведомости». По её мнению, это должна быть женщина знакомая с жизнью духовенства, всесторонне образованная и имеющая опыт педагогической работы. Однако, детям нужно давать не только знания, развивая их ум, но и облагораживать их сердца. А для этого нужна «женщина, взявшаяся с любовью за это великое дело и посвятившая ему все силы своей души… Нужно, чтобы она близка была детям и сделалась для них необходимой, не стесняя подозрительным надзором, не тяготея над ними властью, приобрела бы их добровольное и дружеское доверие». Озабоченность родителей в этом важном вопросе понятна, ведь от отношения воспитательного персонала к детям будет зависеть, станет ли училище для них родным домом, где им будет тепло и уютно. А со сменой руководителя, задающего общий тон отношений, может многое измениться. Ведь «дети охотно подчиняются влиянию людей, искренне к ним расположенным, грубый же деспотизм всегда рано или поздно вызывает противодействие со стороны угнетенных» [17].
Наконец выбор был сделан. По предложению некоторых городских священников должность начальницы училища была предложена Анне Гавриловне Эленд ( урожд. Поваровой), вдове отставного генерал-майора. У неё было прекрасное образование – Тверская женская гимназия и Бестужевские курсы. Непродолжительное время (с 28 сентября 1906 г. – 29 января 1908 г.) стояла она во главе учебного заведения. Болезнь сердца заставила её покинуть училище и вскоре (в марте 1908 г.) она скончалась на 49 году жизни. В памяти воспитанниц и их родителей педагогов Анна Гавриловна оставила о себе исключительно добрую память. В некрологе, посвящённом А. Г. Эленд, священник Иоанн Троицкий раскрыл её лучшие человеческие качества и выразил искреннее сожаление о её раннем уходе из жизни. Он отметил, что по характеру своего образования и природному добросердечию, Анна Гавриловна не была способна к угнетению личности и не была расположена к крутым мерам. Она унаследовала училище в такую пору, когда революционная волна забастовок и бойкотов в учебных заведениях, хотя и отхлынула от училища, но до спокойствия было ещё далеко, и воспитанницы легко поддавались  массовым возбуждениям. Анна Гавриловна своим тактом, доброжелательностью и ровным обращением с воспитанницами во многом способствовала восстановлению их душевного равновесия. Сердечность и материнская любовь к детям проявлялась в самых разных формах. Она часто приходила к пансионеркам во внеклассное время, запросто беседовала с ними, знакомилась с их нуждами и желаниями, и, по возможности, удовлетворяла их. Радостью светилось её лицо, когда слабые ученицы на экзамене давали удачные ответы. Её тактичное отношение ко всем окружающим произвели такое впечатление на родителей девочек, что они после приемных экзаменов 1907 г., с некоторой торжественностью благодарили её за доступность и приветливость. Несмотря на кратковременность службы и оставления её, Анна Гавриловна Эленд не переставала интересоваться жизнью училища, заботиться о воспитанницах, определяя их на ту или иную должность, сохраняя с бывшими  сослуживцами  дружеские отношения[18]. Пример А.Г. Эленд показывает нам, что во все времена, как сегодня, так и столетия назад, были  и будут востребованы люди, владеющие искусством создавать благоприятный микроклимат в коллективе.

После ухода Анны Гавриловны Эленд временно исполняющей обязанности начальницы училища была назначена воспитательница Карамзина Александра, в прошлом бывшая воспитанница этого училища. Почти год продолжались поиски новой достойной кандидатуры на должность начальницы училища.

С открытием вакансии на должность начальницы училища Учебный Комитета Св. Синода 1 октября 1908 г. предоставил список из 10 кандидаток, желающих занять её [19]. Среди них были уже опытные и действующие начальницы епархиальных училищ  (Ржевского, Архангельского, Красноярского), так и девицы, не имеющие опыта работы в этой сфере. Поскольку вопрос о назначении нового руководителя оставался открытым ещё в течение нескольких месяцев, то в январе, феврале прошение о желании занять свободную вакансию представили воспитательницы и бывшие воспитанницы Симбирского Епархиального училища Ал. Тихомирова и Ал. Карамзина; в мае поступило прошение от учительницы Ал. Григорьевой,  зав. Сенгилеевским второклассным женским училищем учительницы, тоже бывшей питомицы училища. В сентябре – от воспитательницы Кассентьевой. Как видим, выбор был достаточно широк, и решение давно нужно было принять. В ноябре 1909 г. большинством голосов Совета Симбирского Епархиального училища избирается Лаврова Глафира Ивановна, начальница Архангельского училища[20]. Тем временем,  Ал. Карамзину переводят на должность начальницы во 2-е епархиальное училище в г. Алатыре.

Глафира Лаврова (род. 21 апреля 1858 г.), дочь священника, окончила курс в Ярославском женском училище духовного ведомства. Почему выбор пал на неё, трудно сказать, возможно, хороший послужной список и наличие золотой медали «За усердие». Она имела более чем достаточный опыт работы: работала 10 лет старшей воспитательницей в Псковском епархиальном училище, начальницей в  Ржевском училище, Тверской губернии 12 лет и в Архангельском - 2 года [21]. В Симбирском училище она проработает 8 лет. В тяжелый для училища период, весной 1917 г. она решит оставить его, подав заблаговременно прошение об увольнении с просьбой назначить ей пожизненную пенсию, «как необходимое средство к дальнейшему существованию моему и больной моей матери, находящейся на моем попечении»[22].

К этому времени Глафире Ивановне исполнится 59 лет. Список наград заметно прибавился - это и серебряная нагрудная медаль на Александровской ленте, в память царя миротворца Александра III, серебряная нагрудная медаль на двойной Владимирской ленте, в память 25-летия церковно-приходских школ; нагрудная светло-бронзовая медаль в память 300-летия царства дома Романовых [23]. Вполне закономерно желание Лавровой, женщины в почтенном возрасте, уйти на покой, но вопрос о назначении пенсий педагогам женских епархиальных училищ к тому времени так и не был решён. И с выходом на пенсию начальница училища теряла не только жалованье, но и «готовую квартиру» и бесплатное питание.

13 августа 1917 г. Совет Симбирского Епархиального училища предложил на обсуждение духовенства Симбирской епархии «вопрос о начальнице училища Глафире Лавровой, которая, подав прошение, пока находится в отпуске, но живёт в здании училища, и каково её положение должно быть после 15 августа, когда отпуск кончится».

Постановили: «хорошо зная отношение начальницы к детям и отношение епархии к ней, съезд не желает, чтобы она далее оставалась в училище. С 15 августа выдача ей пособий должна быть прекращена».  Следующие строки, о том что «Глафира Лаврова ввела собой в здание училища целую семью, которая была на содержании училища» позволяют сделать вывод об использовании служебного положения в личных целях. Родительское собрание в сентябре месяце решительно выступило против предоставления долговременного отпуска госпоже Лавровой, «усматривая в этом признак возвращения к власти», и требовало скорейшего удаления из училища. [24]

Теперь  временно исполняющей обязанности начальницы (с 15 августа 1917г.) станет воспитательница Елизавета Ильинична Семёнова, служившая в училище с 1905 г. Она же останется в этой должности и во время преобразования училища в гимназию общего типа осенью 1918 г.

Вновь стала проблема выбора нового руководителя училища. Из Учебного Комитета предлагают на рассмотрение Совета ряд кандидатур. Некоторые из претенденток в заявлении раскрывают мотивы своего желания занять должность начальницы епархиального училища, так, начальница Козмодемьянской женской гимназии отмечает, что оппозиция в лице родителей светского учебного заведения мешает исполнению христианских обязанностей учащимися; дворянка Полуянская нуждается в заработке, так как муж её - солдат, и средства на исходе. А вот учительницу из школы в Сигнах, близ Тифлиса, Марию Ивановну Яковлеву, просить место побуждает желание послужить в меру сил и разумения своей родной и дорогой епархии. Есть заявления и от бывшей воспитанницы училища - Варвары Степановой, от  начальницы Алатырского епархиального училища Ал. Карамзиной[25].

Но выбор так и не был сделан, ни в сентябре, ни в октябре 1917 г., ни в последующие месяцы. Смена государственной власти спустя год внесёт существенные коррективы в жизнь училища. И Лаврова, дело которой так и осело в недрах Св. Синода, и исполняющая обязанности начальницы училища Семёнова и прочие преподаватели подадут заявление о желании продолжить службу и сохранить за ними их должности в данном училище, преобразуемого в гимназию общего типа. Но это история уже другого учебного заведения.  

Анализ архивных документов показал, что на должность начальницы назначались лица, имеющие среднее или высшее образование и опыт педагогической работы. Роль начальницы не была главенствующей, непосредственное руководство училищем принадлежало Совету училища, решения которого утверждались епархиальным архиереем и съездом духовенства.  Епархиальные училища – особый тип средней школы. Целью воспитания в женской духовной школе являлось «всестороннее развитие личности ученицы и правильное направление всех её сил и способностей  на основе христианского вероучения и нравоучения» [26]. Отсюда и появляется понимание важной роли начальниц училища, которой  вверялось функция религиозно-нравственного воспитания. А это значит, что на них возлагалась ответственность за духовный и нравственный рост питомиц училища. Но воспитывая высокие нравственные качества необходимо и самому руководителю ими обладать. Примером гармоничных отношений с воспитанниками и педагогами стала начальница Анна Гавриловна Эленд. В сложных условиях она сумела создать обстановку созидательного труда, найдя опору и поддержку в лице преподавателей. Не роняя собственного достоинства и достоинства других, Эленд подкупала простотой общения со всеми. Когда же к управлению допускаются лица властные, самолюбивые, не желающие считаться с мнением подчиненных,  подобно Аксёновой, то жизнь в учебном заведении тускнеет, замыкаясь на формализме. Таким образом, как и в любой сфере деятельности, искусство руководителя учебным заведением состоит в создании такого микроклимата, в котором слаженно работает коллектив, раскрываются творческие способности всех членов, как воспитанниц, так и преподавателей. А это возможно при самореализации, духовном росте самого руководителя, и тонком понимании им истинной природы человека и мира. Благословенно творчество, что способствует нравственному и духовному преображению личности.


Примечания:
1. ГАУО. Ф. 79. Оп.1Ед. хр. 130 Л.2-3.
2. Мартынов П. Л. Сборник исторических сведений. - Ульяновск.-2008. - С. 191.
3. Отчёт о состоянии Симбирского епархиального училища в учебно-воспитательном отношении за 1892-3гг.// Симбирские Епархиальные Ведомости.- 1894. -№7 -с.131.
4. ГАУО Ф. 79, Оп.1. Ед.хр. 66 Л.1
5. ГАУО. Ф. 126. Оп.1 Ед. Хр. 126
6. ГАУО. Ф. 79. Оп. 1 Ед. хр. 594 Л.2
7. ГАУО. Ф.79. Оп. 1. Ед.хр. 664  Л.7
8. ГАУО. Ф.79 опись 1. ед.хр. 664  л.22
9. ГАУО. Ф. 79. опись 1. ед.хр. 664  л.10
10. ГАУО. Фонд 79. Оп. 1. Ед.хр. 664  л.7
11. Отчёт о состоянии Симбирского епархиального женского училища  в учебно-воспитательном отношении за 1905-6г // Симбирские Епархиальные Ведомости.- 1907.- № 12 -С.186
12. ГАУО Ф. 79. Оп. 1. Ед.хр. 664  Л.2
13. ГАОУ. Ф. 79 Оп. 1. Ед. хр. 594 Л. 13
14. Отчет о состоянии Симбирского епархиального училища  в учебно-воспитательном отношении за 1905-6 уч. год. //Симбирские епархиальные ведомости.- 1907.- № 5.- с. 51
15. ГАУО Фонд 79. опись 1. ед.хр. 664  л.10
16. Симбирские епархиальные ведомости.- 1906. -№12.- С.164
17. Важный вопрос. // Симбирские епархиальные ведомости.- 1906. -№16.- С.515-517.
18. Симбирские епархиальные ведомости.- 1911.- № 12.- с. 379- 383.
19. ГАУО. Ф.79. Оп.1.Ед.хр.761. Л. 16.
20. Там же. Л.17.
21. ГАУО. Ф. 79. Оп.1. Ед. хр. 1352. Л. 4-5.
22. Там же. Л.1.
23. Там же Л. 4-5
24. ГАУО. Оп.1. Ед. хр. 1352. Л. 15
25. Там же. Л. 21- 28.
26. ГАУО. Ф. 79. Оп.1. Ед. хр. 1445. Л.1.

Статью подготовила М.П. Кирина,
научный сотрудник музея «Симбирская классическая гимназия».




Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий