Противодействие коррупции Независимая оценка качества оказания услуг
(8422) 32-63-62
Ульяновск, ул. Ленина, д. 98
info@ulzapovednik.ru
vizit@ulzapovednik.ru

Обращения граждан

Афиша

Понедельник - в музеях выходной

116 лет железной дороге Симбирска – Ульяновска.



В Симбирске, в канун нового 1899 года, произошло знаменательное событие: открытие железной дороги, которая во многом изменила жизнь горожан, культуру, быт, темп жизни. В  мире и в больших городах России, к тому времени, уже была создана железнодорожная сеть и сложилась практика строительства железнодорожных станций и вокзалов.  

История железнодорожного движения  Симбирска- Ульяновска связана со строительством Московско-Казанской железной дороги (МКжд) — одной  из железных дорог, построенной на средства частного капитала - Общества Московско-Казанской ж. д. в 1864—1916 гг.  Вопрос  о строительстве железнодорожной ветки соединяющий Симбирск с Инзой и дающей выход на центральную сеть железных дорог страны возник   в конце 60-х гг.  Симбирская губерния во второй половине XIX века была сельскохозяйственной. В уездах  работали суконные фабрики. Предметом вывоза из губернии  были сукно, зерно, спирт, овчина, кожа и ремесленные изделия. Хлеб и сукно, поставлялись военному ведомству (по госзаказу). Все эти товары вывозились из губернии главным образом речным путем, на баржах и грузовых пароходах.  Перевозки по Волге были сезонными. Соседние губернии Казань,  Самара, имевшие уже железнодорожное сообщение с Москвой и Петербургом, стали обгонять Симбирск в экономическом отношении.

Губернатором  Симбирска в тот период был Владимир Николаевич Акинфов.  При его умелом руководстве  в губернии  начался  экономический подъем. Главным событием стало строительство железной дороги. Идею поддержал  влиятельный С.Ю. Витте, который возглавлял МПС (впоследствии  министр финансов и премьер-министр  Российской империи).  Николай II одобрил план строительства и 24 февраля 1897 года направил указ министру путей сообщения о разрешении обществу М.К.жд производить отчуждение земель в полосе строительства железной дороги от Симбирска до Инзы. Отвод земель под  строительство вокзала в Симбирске был решен в марте 1897года.  Руководителем стройки стал  предприниматель  Николай Карлович Фон Мекк (сын К.Ф.фон Мекка). В 1891 году он был назначен председателем правления М.К.жд  и  продолжил дело отца. За  10 лет его руководства протяженность М.К.жд увеличилась в 9 раз. Была создана новая железнодорожная сеть в Поволжье: Рязань – Казань, Рузаевка – Пенза – Сызрань – Батраки, Инза – Симбирск, Тимирязево – Нижний Новгород.  После проведения изыскательных работ на трассе будущей железной дороги вдоль Сызранского, Саратовского тракта  начались земляные работы. На насыпи укладывались шпалы и рельсы в направлении  Вырыпаевки.    Железнодорожная ветка  Инза -  Симбирск выходила на южный городской  выгон, рядом со слободой  Туть.  В настоящее время  – микрорайон в южной части города. Название получил в XVII веке, где согласно указу царя Алексея Михайловича  был заложен тутовый сад. Предполагалось использовать его для разведения гусениц шелкопряда и производства натурального шёлка. Тутовый сад просуществовал недолго, погиб от морозов. Позднее, в начале XIX века, на месте сада стали отводить земельные участки инвалидам войн и солдатам, так возникла слобода, которая в память о тутовых садах стала называться Туть. Здесь, весной 1897 года, было начато строительство  станции Симбирск-1, а  4 июня  состоялась закладка железнодорожного  каменного вокзала с  мастерскими и товарными складами. К концу 1898 года завершилось сооружение железнодорожной линии (в т.ч. подгорной ветки к пароходной пристани), вокзала и депо. Тогда же в городе возникли три товарные станции. Но из-за отсутствия железнодорожного моста через Волгу до 1916 года они долгое время  оставались тупиковыми.  17 января 1899 года состоялось торжественное открытие нового вокзала. Церемония началась с молебна, в заключение которого епископ Симбирский и Сызранский  Никандр объяснил всем собравшимся значение данной железной дороги для Симбирска. Он окропил святой водой здание вокзала, благословил присутствующих и служащих железной дороги. Выйдя на дебаркадер (перрон) вокзала, священник благословил стоящий на перроне первый поезд. Затем городской глава губернского центра   П. Балакирщиков поднес   Фон Мекку хлеб-соль в знак благодарности и завершения строительства.

Сохранились почтовые открытки с изображением первого вокзала Симбирска. Здание вокзала  построено по типовому проекту, одноэтажное, кирпичное. На фасаде четко просматривается рисунок кирпичной кладки.

К имеющейся железной дороге  Москва – Инза  была построена ж/ветка в один путь, длиной 165,5 км.  от Симбирска до Инзы. Первый паровоз прибыл в Симбирск из Нижнего Новгорода  по Волге, который с большим трудом  подняли на волжский косогор. Строительство железной дороги  началась в 1897 году, но к 1898 году железнодорожная колея еще не дошла до Инзы, вот почему паровоз доставили по воде, а потом долго и трудно поднимали по волжскому косогору при большом стечении народа.

После  официального открытия железной дороги и вокзала (ст. Ульяновск-I) в январе 1899г. Симбирск стал считаться тупиковой железнодорожной станцией. На протяжении вновь открытой железной дороге были построены (в 1898-1899гг.)  ж/д станции: Глотовка, Шарлово, Охотничья и др.   Интересный факт -  первоначально по проекту намечалось, что железная дорога  будет проходить через г. Карсун, но купцы  боясь конкуренции и потери прибылей воспротивились. Так узловой станцией стала Инза, а не Карсун.  Первая железная дорога Симбирска дала многим жителям района Тути рабочие места со стабильным заработком: кочегары, смазчики, стрелочники, носильщики, грузчики и другие работники.  Наиболее предприимчивые местные жители  открывали  пекарни, трактиры и лавки с разнообразным товаром, застроив целый квартал поблизости с вокзалом.  Строительство железной дороги способствовало переименованию одной из Инвалидных улиц в Транспортную. Со временем изменили название переулков. В то время Туть начиналась от сегодняшнего переулка Суворова и шла до Южного выгона, до Киндяковки. С севера – от переулка Суворова до улицы Минаева – были поля.                                                                                              

К началу  XX века из Симбирска на Москву ходили два поезда. К ним присоединяли почтовые и товарные вагоны.                                                        Порядки на вокзале в Симбирске, как и везде на железнодорожных линиях, были строгими. Для каждого сословия и обладателя билета 1-го, 2-го и 3-го классов были свои залы ожидания. За порядком, кроме служащих, следил дежурный жандарм. По третьему удару колокола, когда поднимался семафор на выходе со станции, машинист давал гудок на отправление.  Расстояние от Симбирска до Москвы по железной дороге составляло 837 верст. Билет 1-го класса в 1903 году стоил  23 рубля 45 копеек, 2-го класса –13 рублей 70 копеек, 3-го класса – 7 рублей 50 копеек.                                                        

Железнодорожным транспортом  в Симбирск  доставлялись из других губерний промтовары, соль, нефтепродукты (мазут, керосин), каменный уголь. За 1909 год по линии Симбирск – Инза было провезено 6 176 тысяч пудов грузов (пуд 16 кг). Экономический подъём второй половины XIX в.       в Симбирской губернии сменился спадом. Причин отставания было много, но главные из них  -  отсутствие полезных ископаемых на территории края и то, что Симбирск был тупиковой железнодорожной станцией, не включённой в железнодорожную сеть России. В связи с этим, 1 ноября 1900 года на левобережье Волги от станции Часовня-пристань  до Мелекесса открылся   подъездный путь для товарного движения. Далее, в 1907 году, принято решение о продлении подъездного пути от Мелекесса до Бугульмы. С ноября 1908 года по ветке Часовня – Мелекесс открылось пассажирское движение.   В 1914 году было закончено строительство Волго-Бугульминской железной дороги и ее соединение с Самаро-Златоустовской железной дорогой, связавшее левобережный Симбирск с Уралом и Сибирью.  Движение по ней было  открыто с 15 августа 1914 года. Для соединения Волго-Бугульминской железной дороги с Симбирской веткой Московско-Казанской железной дороги нужен был мост через Волгу. Строительство его началось в 1912 году.  Проект был разработан крупнейшим ученым, профессором Петербургского института инженеров путей сообщения Николаем Аполлоновичем Белелюбским.  Первое (временное)  пассажирское движение по мосту открылось 1 декабря 1916 года. Открытие железнодорожного моста через Волгу сделало Симбирск узлом двух железных дорог: Московско -Казанской  и Волго - Бугульминской.

4 июля 1924 года постановлением ЦИК Союза СССР железнодорожная станция    Симбирск 1  была переименована в станцию Ульяновск 1.  
В 30-е годы XX века, в связи с созданием Урало-Кузбасской металлургической базы, ульяновское направление оказалось одним из ведущих, т.к. было самым удобным и коротким для заводов Златоуста, Белорецка, Челябинска. Началось строительство новых железных дорог. Так,  небольшая товарная станция Ульяновска превратилась в узел шести направлений: на Москву, Уфу, Казань, Сызрань, Саратов, Сталинград.    Здесь же хочется отметить что, в годы первых пятилеток было развернуто строительство автомобильных дорог Ульяновск-Куйбышев-Мелекесс-Сызрань.  Перед войной в Ульяновске практически не было общественного транспорта, имелся один автобусный маршрут (центр - железнодорожный вокзал). Четыре такси и 30 извозчиков обслуживали индивидуальные заказы горожан, связь с Заволжским районом осуществлялась местным поездом "Патронник", в летнее время паромом и пароходиком "Ульяновск".                                                                                    

В послевоенные годы  на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы, вместо двухосных вагонов стали использоваться четырёхосные.  Для города Ульяновска, ставшего вновь областным (19.01.1943), решено было построить новое здание вокзала. Строительные работы по возведению вокзального комплекса начались в мае 1951 года. Автором проекта стал известный  архитектор М.А. Готлиб. Проект разрабатывался в центральной архитектурной мастерской Мосгипротранса с учётом стилистических особенностей сталинской эпохи. Строительный объём сооружения  14695 м3, площадь застройки – 2175 м2. Здание вокзала составлено из  двухэтажного  центрального корпуса и двух  боковых одноэтажных корпусов, прилегающих к нему и соединяющихся с главным зданием колоннадами, расположенными параллельно первому пути. В длину вокзальный комплекс -  122 метра, ширина центральной части – 23,5 метра, боковых корпусов – 18,75 метра. Архитектурный образ вокзала прост и выразителен. Главный корпус имеет в центре повышенный трёхъярусный объём, завершённый небольшой башней со шпилем увенчанный звездой в окружении колосьев, перевитых лентами. Главный вход в здание со стороны привокзальной площади решён в виде большой арки, по сторонам которой в полукруглых нишах установлены скульптуры рабочего и колхозницы. Высота здания со шпилем - 38 метров. В декабре 1952 года строительство нового здания железнодорожного вокзала было закончено и расширена привокзальная площадь.

Согласно новым требованиям привокзальная площадь  связывала вокзал с транспортной системой города и позволяла пассажирам  легко  и удобно пересаживаться с поездов на городской транспорт и в обратном направлении. По мнению многих  архитекторов  площадь должна была  являться  главным въездом, создающим у пассажиров первое впечатление о городе и не должна носить чисто утилитарного транспортного характера.  5 декабря 1954 года на площади был установлен памятник Владимиру Ульянову-гимназисту. Памятник ( высотой 5,11 м.) из светло-розового гранита представляет собой поясную скульптуру В.И. Ульянова-гимназиста, в гимназической форме, в наброшенной на левое плечо шинели, с книгой в руках. Скульптура (высота 2,91 м) установлена на прямоугольном красного гранита четырехугольном в сечении постаменте. Скульптурный монумент и окружающий его сквер расположены в центре площади, окруженной жилой и общественной каменной застройкой сер. XX в. Ориентирован по сторонам света, по линии восток-запад, лицевой частью на запад. Установка  памятника  была рассмотрена президиумом Ульяновского горисполкома   21 января 1941 года но, осталась нереализованной из-за начала  войны. В 1953 году вновь было принято решение о постановке монумента, моделью  которого стала композиция скульптора В.Е. Цигаля «В.И. Ленин - гимназист» (1949),получившая в 1950 году Сталинскую премию. Автором постамента памятника стал архитектор М.А. Готлиб. Главная идея памятника  выражала важное  событие в истории города - рождение и первые годы жизни в Симбирске В.И. Ульянова (Ленина), и одновременно объясняла его современное название - Ульяновск.

Со временем, и это здание вокзала стало тесным  и железнодорожную станцию перенесли  из Тути в Киндяковку, где в  1970 г. было построено современное здание вокзала  Ульяновск-I Центральный. Станция Ульяновск-I функцию «въездных ворот» города утратила.  Смысловое, символическое значение памятника  понизилось.  В настоящее время старый вокзал закрыт для работы с пассажирами. На его территории организована пассажирская техническая станция, где ведется подготовка вагонов в рейс. Помещения переоборудованы, вокзал  используется как административное здание, где располагаются различные службы вагонного участка Ульяновск-I, резерв проводников и др.
Значимость железной дороги невероятно велика  в стратегическом, градостроительном отношении  для страны в целом, и для отдельно взятых городов.  

Наш город Ульяновск находится на пересечении Сибирской ветки Москва – Рузаевка – Чишмы и Волжской линии  Волгоград – Сызрань – Казань. Прямое железнодорожное сообщение осуществляется с Самарой и Москвой.  На станции останавливаются поезда дальнего следования:  Волгоград – Нижневартовск, Москва – Уфа, Москва – Челябинск, Санкт-Петербург – Уфа, Екатеринбург – Кисловодск.  В городе железная дорога дала толчок к образованию современного Железнодорожного района. Фамилиями заслуженных и почетных местных железнодорожников названы десять новых улиц и переулков  Железнодорожного района. Улицы: Кречина, работавшего начальником паровозного депо «Ульяновск», Стожарова,  начальника Ульяновской дистанции пути, Ашмарина, главного инженера Ульяновского энергоучастка, а также переулок Ашмарина, 1-ый, 2-й, 3-й переулки Стожарова, 1-ый, 2-й, 3-й переулки Рогачева. В районе успешно работают три вокзала. Но, к сожалению, первое здание вокзала не сохранилось.  Его изображение хранят старые почтовые открытки. Для многих горожан это место памяти, в1941 году ульяновцы  провожали  на фронт своих родных и близких. Многие не вернулись. Второй вокзал с привокзальной площадью - первое значимое сооружение послевоенного Ульяновска. Здание украшено лепниной, росписью стен, мозаикой. Яркий, красноречивый представитель и свидетель исторической эпохи советского времени, часть культурного достояния города  – 70 лет служивший главным парадным въездом в город.  Хочется надеяться, что он сохранит статус историко – архитектурного памятника особо охраняемых объектов  РФ. Будущие поколения увидят его не на фотографиях из старых альбомов, а во всей красе архитектурного замысла.



Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий