Противодействие коррупции Независимая оценка качества оказания услуг
(8422) 32-63-62
Ульяновск, ул. Ленина, д. 98
info@ulzapovednik.ru
Афиша

Понедельник - в музеях выходной

Всероссийская научно-практическая конференция "Классическое гуманитарное образование: история и перспектива"


В Ульяновске на базе Государственного историко-мемориального музея-заповедника (ГИММЗ) “Родина В.И. Ленина" с 19 по 21 ноября 2009 г. прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Классическое гуманитарное образование: история и перспектива». Конференция, посвящённая 200-летнему юбилею Симбирской классической гимназии, открывшейся в 1809 году, проводилась совместно с региональным отделением Российского общества интеллектуальной истории (РОИИ). Она завершила ряд юбилейных мероприятий, посвящённых 25-летию Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». В работе конференции приняло участие более 40 специалистов и ученых (включая членов региональных отделений РОИИ) из Белгорода, Волгограда, Кизляра, Москвы, Нижнего Тагила, Омска, Перми, Рязани, С.-Петербурга, Самары, Ставрополя, Сыктывкара, Тобольска, Чебоксар, Челябинска, Череповца, Ульяновска.

Выступления участников конференции, сделанные на секциях, можно подразделить на три основных блока, презентативно связанных между собой (когда один блок вопросов включает все остальные): «История Симбирской классической гимназии», «История дореволюционной школы России в персоналиях», «История образования в нашей стране».

Первый тематический блок конференции представляет историю Симбирской классической гимназии в различных аспектах. История губернской гимназии при этом являет себя как некая целостность, выражающая и отражающая историю образования и историю России в целом. Л.М. Артамононова, докт. ист. наук, профессор, зав. кафедрой истории Отечества (Самарская гос. академия культуры и искусства) подробно представила Симбирское главное народное училище в качестве предшественника классической гимназии. И.Ф. Макеева, зав. музеем «Симбирская классическая гимназия» ГИММЗ «Родина В.И. Ленина» раскрыла историю Симбирской гимназии (1809-1918) в контексте образовательной политики Российского государства. С.Б. Петров, канд. фил. наук, доцент (Ульяновского гос. университет) охарактеризовал здание Симбирской губернской гимназии с позиций социальной топологии как достопримечательное место. С.А. Ставский, канд. пед. наук (директор Гимназии №1 г. Ульяновска), проанализировал учебно-воспитательный процесс в современной Гимназии №1 с позиций использования опыта Симбирской классической гимназии. Результатами своего научного поиска с участниками конференции поделились самые молодые исследователи – члены научного кружка гимназии №1.

Особый индивидуально-уникальный и неповторимый колорит освещению темы истории Симбирской классической гимназии придало ее рассмотрение с привлечением биографического метода с учетом достижений современной персональной истории и истории ментальностей. Р.В. Кузнецова, канд. ист. наук (директор мемориального Дома-музея академика И.В. Курчатова Российского научного центра «Курчатовский институт» в Москве) предложила вниманию участников конференции доклад «И.В. Курчатов и Симбирская классическая гимназия». Она преподнесла музею «Симбирская классическая гимназия» дорогой подарок – самовар и сундук, принадлежавшие семье Курчатовых в период проживания ее в Симбирске в начале прошлого века. Также были переданы книги об И.В. Курчатове и его брате – известном ученом Б.В. Курчатове, изданные научным центром «Курчатовский институт». Е.К. Беспалова, зав. научно-исследовательским отделом Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», рассмотрела биографию М.М. Карниолин-Пинского, прошедшего путь от преподавателя Симбирской гимназии до сенатора, особо подчеркнув многомерность его личности на основе ее оценок современниками. И.В. Смирнова, науч. сотр. музея И.А. Гончарова – филиала Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова, проследила связи двух поколений семьи Гончаровых с Симбирской классической гимназией.

Своеобразной кульминацией темы истории Симбирской классической гимназии стали торжественное открытие выставки «Два века губернской гимназии» и презентация электронной версии биобиблиографического словаря «Выпускники и ученики Симбирской гимназии 1809-1918 гг.», материал для которого, а это более 2000 персоналий, собирался научными сотрудниками музея «Симбирская классическая гимназия» на протяжении 15 лет в архивах Москвы, Санкт-Петербурга. Казани, Ульяновска. С. В. Борисова, науч. сотр. Музея «Симбирская классическая гимназия» ГИММЗ «Родина В.И. Ленина» рассказала о Н.Н. Кнорринге выпускнике Симбирской гимназии, ставшим одним из выдающихся представителей интеллектуальной элиты русской послеоктябрьской эмиграции. Сведения о нем вошли в анонсируемый словарь.

Во втором тематическом блоке конференции история дореволюционной школы России развертывалась в персональном измерении с привлечением источников личного происхождения – мемуаров, дневников, писем, рукописных помет и дарственных надписей на книгах и др. Персональный подход позволил увидеть действие личностного фактора в образовании. Именно с личностным фактором, с проявлением индивидуальных качеств в активности человека современная историческая наука связывает признание альтернативности в истории и амортизацию, а зачастую и разрыв ее детерминистской прямолинейности, во многом зависящих от свободы личного выбора людей в истории, включая самого историка, занятого исследовательской практикой и включенного в ситуацию настоящего. Наиболее интересными признаны выступления: Л.А. Сапченко, докт. филол. наук, профессора (Ульяновский гос. университет), по наследию Н.М. Карамзина в системе гимназического образования (по мемуарным и архивным источникам); В.А. Сукайло, ульяновского краеведа, о неизвестном письме И.И. Дмитриева к директору Симбирской мужской гимназии; Ю.В. Лазарева, канд. пед. наук, доцента (Рязанский гос. университет им. С.А. Есенина) о методистах словесниках в дискуссии о реальном и классическим образованием (60-е годы XIX века)»; М.П. Лепехина, ст. науч. сотрудника сектора истории книги Библиотеки Российской академии наук в г. Санкт-Петербург, по теме «Михаил Дмитриевич Беляев – мемуарист (К 125-летию со дня рождения)»; Л.М. Брюхович, вед. библиографа Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина, «По страницам дневника гимназиста Симбирской мужской гимназии Григорьева Михаила Федоровича».

История образования в нашей стране в третьем тематическом блоке докладов хронологически охватила период со второй трети XVIII века до современности. Наибольшее предпочтение исследователи отдали изучению образования в дореволюционной России в конце ХIХ – начале ХХ вв. и в меньшей степени присутствовало обращение к вопросам становления советской системы образования, хотя в указанные временные отрезки быстрыми темпами, но на различных идеологических и политических основаниях осуществлялась модернизация сферы образования. Довольно подробно показана деятельность начальных и средних учебных заведений предназначенных для различных социальных и этнических слоев населения Поволжья, Урала, Северного Кавказа в конце ХIХ – начале ХХ веков. Авторы поднимали вопросы о содержании и качестве образования, наказаниях/поощрениях и состоянии психологического климата, ценностных ориентациях учеников/преподавателей и их повседневной жизни, негосударственного финансирования школ и др. Заслуживающими особого внимания признаны доклады: Ю.Н.Смирнова, докт. ист. наук, профессора, декана исторического факультета (Самарский гос университет), «Создание первых школ в процессе реализации политики освоения Самарского Заволжья во второй трети XVIII века»; В.А. Кузнецова, канд. ист наук, доцента кафедры философии (Челябинский гос. университет), «Возникновение и эволюция казачьих школ в Оренбургской казачьем войске»; Г.А. Мельничука, члена Союза писателей России, Союза краеведов России, сотрудника кафедры региональной истории и краеведения (РГГУ) «Образование в Симбирской губернии по материалам периодических изданий середины XIX века»; Н.В. Липатовой, канд. ист. наук, доцента (Ульяновский гос. университет) «Заданная траектория «свободного полёта»: сравнительный анализ подготовки педагогических кадров в дореволюционной и советской России»; С.Г. Сизова, докт. ист. наук, профессора, зав. кафедрой политологии (Сибирская гос. автомобильно-дорожная академия), «Орловская семинария и мировоззрение её воспитанников в предреволюционные годы»; И.Э. Сивопляса, науч. сотр. ГИММЗ «Родина В.И. Ленина», «Кондуитные списки Симбирской мужской гимназии по фондам ГАУО».

В исследованиях по истории образования также обозначилась тема расширения образовательной среды за счет библиотек. Как библиотечное пространство организовывалось и работало в дореволюционной педагогической и просветительской практике явилось предметом исследования сотрудников Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина: М.И. Тихоновой, Л.М. Брюхович, В.М. Патуткиной. С.Н. Ивашкин, канд. культурологи, методист Централизованной библиотечной системы №3 Центрального административного округа Москвы доложил о современных библиотечных образовательных программах и их роли в классическом гуманитарном образовании. Наряду с библиотеками в современном образовательном пространстве удалось закрепиться музеям, обновившим свои концепции. Участники конференции не только имели возможность услышать сообщения педагогов об опыте их сотрудничества с музеями, но и непосредственно ознакомиться с образовательными программами для детей и школьников 15 музеев.), входящих в ГИММЗ «Родина В.И. Ленина» («Народное образование Симбирской губернии в 70-80-х гг.XIX в.», «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева», «Симбирская фотография», историко-этнографический комплекс «Торговля и ремесла Симбирска» и др.

Материалы конференции составляют надежный эмпирический фундамент для дальнейшего всестороннего осмысления проблемы образования. Причем, как в своем выступлении отметила И.Л. Зубова, канд. фил. наук, доцент (Ульяновский гос. университет), образование это не только специализированный социальный институт, но еще и феномен пронизывающий все сферы нашей жизни, когда человек образуется в качестве Человека, порождая новые смыслы. Так понятое образование неизбежно становится гуманитарным, а смыслопорождение трактуется как высшая форма социального обновления. В свою очередь социальное обновление в Пространственно-Временном измерении «здесь-и-сейчас» составляет новое понимание историчности. Поэтому историческому познанию и интеллектуальной истории принадлежит особая роль в гуманитаризации общества, науки и школы.

Современная образовательная модель «Школы понимания (коммуникативная дидактика)», построенная на стратегии смыслопорождения и понимания разработана Ю.Л. Троицким - канд. ист. наук, доцентом кафедры теории истории и гуманитарного знания, заместителем директора Института филологии и истории РГГУ. Автор более 80 работ, в том числе о преподавании истории (сборники «Коммуникативная педагогика: от Школы знания к Школе понимания», «Перспективы исторического и культурологического образования в вузе и школе: теория и практика» и др.) ознакомил участников конференции и специально приглашенных преподавателей, методистов, студентов со своей инновационной моделью образования. Принципиальное отличие «Школы понимания» от традиционных педагогических моделей состоит в переносе акцента с трансляции и воспроизведении готовых знаний, на создание условий (образовательной среды) для самообразования и саморазвития учащихся. Разнообразие в программу конференции внесла презентация Ю.Л. Троицким. мультимедийного продукта - развивающая образовательная программа «Моя история России». Завершил программу конференции мастер-класс Ю.Л. Троицкого по инновационной системе исторического образования («история без учебника») на базе Лицея физики, математики, информатики № 40 для преподавателей, методистов и студентов, вызвавший оживлённую дискуссию.

Все доклады, заявленные в программе конференции, будут в ближайшее время изданы Музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина» в сборнике материалов конференции.




Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий